Главная » Статьи » Статьи » Святые |
Святой Мартин Турский
Епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых Родился в Сабарии в Верхней Паннонии, Венгрия, ок. 316; умер 8 ноября 397. День памяти - 11 ноября. Мартин был сыном языческого офицера армии, переехавшего с семьёй своего отца в Павию, Италия. Мартин в 10 лет начал проходить катехизацию против воли своих родителей. Он посещал уроки в местной церкви, и когда ему исполнилось 12 лет он настолько возрос в любви к Богу, что принял решение стать монахом-отшельником. В 15 лет, как сын ветерана армии, он был вынужден против своей воли пойти на военную службу. В 337 году, когда армия в которой находился Мартин, расквартированы в Амьене, Франция, к нему подошёл полуголый нищий. Мартин разодрал свой военный плащ и отдал половину нуждающемуся. В ту ночь во сне он увидел Иисуса, завёрнутого в ту половину плаща, которую он отдал. Иисус сказал ему, «Мартин, ещё готовящийся принять крещение, покрыл Меня сим одеянием.» После этого сна, как писал его летописец, он «побежал, чтобы принять крещение». Когда ему было примерно 20, Галлию наводнили варвары, против которых он сражался. Спустя некоторое время, Мартин вместе с другими предстал перед Цезарем, чтобы получить поощрение, но Мартин отказался от него, говоря, «Я служил вам как солдат; теперь же я буду служить Христу. Отдайте сей дар другим, кто собрался сражаться, а я солдат Христа, и сражаться не имею права». Цезарь разгневался такому ответу и обвинил его в трусости. Мартин отвечал, что готов пойти в бой без оружия и встать между воюющих во имя Христа. Его бросили в тюрьму, но в эту ночь варвары попросили о перемирии и получили его. Мартин в свою очередь просил о снятии обвинений и получил его. После этого он некоторое время жил в Италии и Долмации, затем переехал в Пуатье, где стал учеником епископа святого Илария. Мартин очень стремился к нему, зная, что служа этому святому человеку, он послужит Богу. Иларий высоко оценил его необыкновенные качества и хотел рукоположить Мартина в дьяконы, но тот из скромности отказался. Чтобы оставить Мартина в своей епархии, Иларий возложил на него обязанности экзорциста. Вскоре Мартин увидел сон, в котором он призывался домой, и вернулся в Паннонию, где обратил свою мать и других, включая банду разбойников, пытавшихся убить его во время приезда. В Иллирикуме он вступил в открытую дискуссию с арианами, и в результате Ауксентий, арианский епископ, подверг его наказанию плетьми и отправил в ссылку. Мартин начал вести монашескую жизнь возле стен Милана. Ауксентий, захвативший Миланскую епархию, настиг Мартина и там и выдворил его из епархии. Вскоре святой поселился на пустынном острове Галлинария в Генуэзском заливе, где он прожил отшельником до 360 г., когда святому Иларию было разрешено вернуться из ссылки в Пуатье. Узнав, что Иларий возвращается в Пуатье, Мартин направился в Рим, чтобы встретиться с ним по дороге и поехать в его епархию. Так как Мартин хотел жить отшельником, Иларий разрешил ему поселиться в месте, называемое Лигуж, где к нем у присоединились другие отшельники, и так было основано первое монашеское сообщество в Галлии.Мартин прожил там 10 лет, проповедуя и творя чудеса, включая воскресение из мёртвых одного новообращённого и повешанного раба. Около 371, он стал третьим епископом Тура. Он не хотел занимать эту должность; под предлогом посещения больного в городе жители Тура пригласили его в церковь. Его бедные одежды не произвели впечатления на епископов, пришедших на выборы, но народ смог переубедить их возражения, и так Мартин был рукоположен 3 июля 371 г. Он жил в келье возле церкви, но скоро уехал из города в уединённое место, которое потом стало большим монашеским центром, аббатством Мармотье. Но тогда оно было ещё пустынно, с одной стороны над ним нависал крутой склон горы, а с другой была река. Только спустя много времени к ним присоединилось восемьдесят монахов. Отшельники не занимались ни искусством, ни вели торговлю. Пожилые были полностью погружены в молитву, а все дела были в ведении молодых. Из стен этой обители много монахов вышло к качестве епископов, поскольку каждый город хотел себе пастыря, бывшего учеником у святого Мартина. Там Мартин жил как обычный монах, свои же епископские обязанности он исполнял с горячим старанием. Каждый год он посещал каждый из своих приходов в сельских районах, путешествуя пешком, на осле или в лодке. В сельских районах он начал организовывать первые приходы. В то время христианство было распространено преимущественно в городах. Его биограф и друг, Сульпиций Северус, писал, что он раздвинул границы своей епархии от Турена до Шартра, Парижа, Отена, Сана и Вены. И хотя говорили, что он безжалостно разрушал языческие капища, чудеса, которые ему приписывались, очень помогали ему: считалось, что он исцелил святого Паулинуса Нольского от глазной болезни (этот факт спорный; Паулинус приписывал это молитвам святого Феликса Нольского), исцелял прокажённых, воскресил мёртвого. По преданию, Мартин испытывал видения и откровения, и имел дар прорицателя. Как экзорцист, Мартин не угрожал демонам, он просто ложился на землю и подчинял их своими молитвами. Он был одним из первых зачинателей Западного монашества, ещё до Бенедикта, который его особенно почитал. В то время Присциллиан, глава гностической манихейской секты, был обвинён в колдовстве Итацием, епископом Оссановским, который склонял императора его казнить.Мартин, вместе с Папой святым Сирицием и святым Амвросием, выступали против смертной казни Присциллиана и других испанских ересиархов, убеждая мирские власти, Итация и императора Максимуса, не казнить еретиков, а только отлучить их от Церкви. Он считал, что государство не должно вмешиваться в церковные дела. Тогда Итаций обвинил Мартина в ереси. Максимус пообещал Мартину, что никто не будет казнён, но когда Мартин оставил его в Трире, префект Еводий сумел повлиять на императора своей просьбой о пересмотре дела. Секта была признана виновной, а её членов обезглавили, и это стало первым случаем смертного приговора по обвинению в ереси. И Максимус, и Итаций были осуждены Папой Сирицием за ту роль, которую они сыграли в этом деле. Мартин вернулся в Трир, Германия, чтобы заступиться за преследуемых испанских присциллианцев, и за двоих последователей императора Грациана. Максимус согласился сохранить им жизни, заставив Мартина примириться с Итацием. Болезнь поразила Мартина в местечке Канд в Турене. Когда он лежал на одре из пепла, готовый испустить свой последний вздох, а колокола уже отбивали погребальный звон по нему, он попросил своих учеников, «Оставьте меня, мои братья, чтобы я устремил свой взор на небеса, а не на землю, и направил свою душу по пути, ведущему к Господу.» Мартин покоится в Туре. Его преемник Брис возвёл часовню возле его могилы, а позднее на этом месте была построена базилика. Он был одним из самых известных святых в Средние века, а его усыпальница стала местом паломничества, где происходило множество чудес. Святого Мартина обычно изображают молодым солдатом верхом на лошади, отдающим плащ нищему, но иногда он предстаёт в виде епископа с нищим, припадающим к его ногам или рядом с ним, или в доспехах, с епископскими символами. Его отличием является огненный круг над его головой, когда он служит Мессу, или гусь, чьи перелёты часто совпадают с его праздником. Как евангелизатор сельской Галлии и отец-основатель монашества во Франции, святой Мартин является фигурой огромного значения. Многие церкви в Англии освящены в его честь, включая церковь святого Мартина в Кентербери и святого Мартина-на-Полях (Saint Martin-in-the-Fields) в Лондоне. И хотя святой мечтал оставаться отшельником, Церковь призвала его стать любящим энергичным епископом Тура. Святой Мартин покровительствует оружейным мастерам, нищим, кавалерии, бондарям, домашним животным, Франции, гусям, производителям портупей и перчаток, лошадям и наездникам, пехотинцам, мельникам, трактирщикам, солдатам, портным, виноделам и торговцам вином (его праздник отмечается сразу после сбора винограда), и ткачам шерсти (из-за его плаща). К нему обращаются против пьянства, штромов и язвы. | |
Просмотров: 2721 | |