Воскресенье, 28.04.2024, 21:34 RSS

     
 
Главная » Статьи » Статьи » Святые

святой Ансельм

Родился в Аоста, Пьемонт, Италия, ок. 1033 г.; умер в Кентербери, Англия, в Великую среду, 21 апреля 1109 г.; канонизирован и включён в список Учителей Церкви Папой Климентом XI в 1720 г. (Aosta, Piedmont, Canterbury)
«О Господи, Боже наш,
даруй нам милость желать Тебя всеми нашими сердцами;
чтобы, так пожелав, мы смогли искать,
и, ища, обрести Тебя;
и так обретя Тебя, смогли полюбить Тебя;
и полюбив Тебя, смогли возненавидеть грехи,
от которых Ты нас искупил. Аминь.»
--святой Ансельм
Во дни норманов, когда дороги Европы были заполнены паломниками, и повсюду возникали монастыри, группа бродячих итальянских учёных из Ломбардии под предводительством блаженного аббата Ланфранка Бекского (Lanfranc of Bec), ставшего впоследствии архиепископом Кентерберийским, достигла в Нормандии Авранша (Avranches), где они основали самую знаменитую христианскую школу. Среди этих учёных самым выдающимся был Ансельм из Аоста, чья юность прошла среди зелёных альпийских лугов и чистого горного воздуха.
Ансельм был поэтом и мечтателем, перенявшим нечто величественное от своих родных холмов. Возможно, природный ум Ансельма не нашёл бы себе применения, если бы он продолжил своё обучение дома, но ему было позволено позднее обучаться в аббатстве Аоста, где он проявил себя в полную силу.
Эта первая фаза его монастырского обучения оставила в его жизни неизгладимый след. Ансельм молился и искал Бога на высотах гор, окружавших город Аоста. Уже тогда сформировалось его личность как человека, постоянно пребывающего в поиске Бога, ставящего вопросы, на которые может ответить только вера, и проясняющего свою веру силой разума, всегда ищущего новые ответы.
В 15 лет Ансельм хотел поступить в монастырь, однако его отец Гондалф (Gondulf), ломбардский дворянин, не одобрил и помешал этому. Его мать Эрменбёрдж (Ermenberge) приходилась родственницей маркизу Турина и Савойскому дворянскому роду. Ансельм в результате серьёзно заболел. Затем он, лишённый духовной поддержки своей матери после её смерти, так и не осуществив свою мечту, был выведен в свет своим отцом.
Одержав полную победу, Гондалф мог быть доволен. Однако жизнь противится всяческим упованиям. В ответ Гондалф вызвал в сыне сильнейшую ненависть, преуспевшем на пути, в который послал его отец. В таком положении Ансельм оставил отчий дом в 1056 г., чтобы начать своё обучение в Бургундии.
Во время учёбы в Бургундии, когда аббатом был блаженный Эрлен (Herluin), он стал учеником тогдашнего настоятеля Ланфранка и монахом в Беке в 1060 г. Несмотря на свою молодость (30 лет), он сменил Ланфранка на должности настоятеля уже три года спустя, когда Ланфранк был выбран аббатом монастыря святого Стефана в Каэне (Caen). Должно быть, ему было непросто управлять более старшими товарищами, такому молодому и неопытному в духовной жизни. Однако Ансельму удалось противопоставить грубости мягкость, ненависти - чёткость мыслей, злобе - невозмутимое спокойствие.
Он также обладал ярким и самобытным умом. В 1078 г., после смерти Эрлена, основателя аббатства, монахи избрали Ансельма своим настоятелем. Изумительная эрудированность Ансельма, его выдающиеся добродетели, и, прежде всего, его мягкость и доброта завоевали ему поразительную славу, так что много иноземных монахов приезжали туда под его руководство. Он является для нас примером человека, отвечающего на всякие потребности и вопросы, вникающего в любые нужды. Он обучал, вразумлял, преобразовывал, предлагал всяческие решения для тщательного следования заповедям монастырской жизни.
Должность аббата требовала от него часто ездить по Англии, чтобы следить за состоянием дел в своём аббатстве. В 1092 г., три года после смерти Ланфранка, к нему обратились английские священники с просьбой стать епископом Кентерберийским. Поначалу Ансельм, поглощённый богословскими трудами, отказывался от предложения, до тех пор пока его не привели к постели умирающего короля Глостера, и пасторский посох не был вложен в его сопротивляющиеся руки.
К удивлению короля Уильяма II (William Rufus), он встретил в лице Ансельма достойного соперника. Когда в конце концов Ансельм покинул в 1093 г. Бек, король не позволил Ансельму созвать необходимый синод. Ансельм выступил против требования передачи в дар королевскому казначею суммы в 500 фунтов за королевское одобрение его назначения. Ансельм отказался от этого требования и пожаловался на короля. «Считайте меня свободным человеком,» сказал он, «и я посвящу себя и всё, что у меня есть, к вашим услугам; но если вы будете обходиться со мной, как с рабом, то не получите ни меня, ни чего-нибудь от меня.» В результате Ансельм был изгнан со двора. А когда короля поддержали и некоторые епископы, бароны стали потешаться над Ансельмом. Он покинул страну и не вернулся до следующего правления.
В этот период Анскельм уединился в горной деревушке, где счастливо провёл время в написании своего великого труда об Искуплении, Cur Deus homo?, попытка объяснения того, почему Бог должен был воплотиться в Человека. В доводы он привёл утверждение, что если бы Бог только бы простил грехи человеку, Его милосердие вступило бы в противоречие с требованиями справедливости. Чтобы привести в соответствие милосердие и справедливость, нужно было принести жертвоприношение большее, чем неповиновение человека. Только Бог смог бы сделать такое жертвоприношение, утверждал Ансельм, но только человек должен был его принести. Следовательно, только Богом созданный Человек мог и должен был это сделать, как Иисус совершил это на Кресте.
В 1097 г. Ансельм поехал в Рим, где Папа Урбан I одобрил его назначение, отклонил снятие его с должности и приказал королю Уильяму II разрешить Ансельму вернуться и возвратить захваченную церковную собственность.
По просьбе Папы Ансельм присутствовал на Соборе в Бари в 1098 г., где отстваивал filioque, спорное вероучение о происхождении Святого Духа. Он способствовал разрешению сомнений греческих епископов в южной Италии по этому вопросу.
На пасхальной встрече духовенство выразило своё возмущение его изгнанию: «Один из нас, пришедший с дальнего края земли, сидит в молчании, недвижим и кроток. Но его тишина - это громкий крик. Этот человек, прошедший через страшную несправедливость, пришёл сюда, чтобы просить о справедливости и правосудии Апостольского престола. Вот идёт второй год, и какую помощь он получил? Если не все вы знаете, о ком я говорю, это Ансельм, архиепископ английский.» С этими словами епископ Луккийский (Lucca), председательствовавший на заседании, с силой ударил посохом в пол.
Ансельм вернулся в Кентербери в 1100 по просьбе короля Генриха II, сменившего на троне Ульяма Руфуса, прибыв в Дувр пятью месяцами спустя. Практически сразу король и Ансельм вступили в разногласие по поводу мирского облачения для священнослужителей, - король требовал его повторного вступления на должность архиепископа, но Ансельм осмелился отказался. Он вернулся в Рим в 1103 г., где поставил этот вопрос перед Папой Пасхалием II, и тот поддержал отказ Ансельма королю Генриху в вопросе мирского облачения для епископов. Тем не менее Ансельм оставался в Риме вплоть до 1106-1107 г.
Согласие с Генрихом было обретено, когда тот отказался от своих притязаний на мирское облачение для аббатов и епископов, и Ансельм согласился присягнуть ему на временных условиях. Примирение продлилось вплоть до конца жизни Ансельма. Доверие короля к Ансельму настолько укрепилось, что он сделал его регентом во время своей поездки в Нормандию в 1108 г.
В 1102 на национальном совещании в Вестминстере Ансельм резко осудил рабство в подражании святому Уальфстэну (Wulfstan). Как духовный наставник, он поддерживал рукоположение местных английских священнослужителей, которых он обязывал принять целибат; также он восстановил в календаре имена нескольких английских святых, исключённых его предшественником Ланфранком.
Ансельм является связующим звеном между святым Августином Гиппонийским и святым Томасом Аквинским, его считают «отцом схоластики.» Он предпочитал защищать веру больше с позиций разума, а не доводами к Писанию.
Он первым успешно ввёл рационализм Аристотеля в богословие, написав о существовании Бога в Monologium и Proslogium (где приходит к выводу о существовании Бога из человеческих представлений о прекрасном, что позднее оказало влияние на таких выдающихся мыслителей, как Данз Скоутэс, Дэскартс и Гегель (Duns Scotus, Descartes, Hegel). Его работа Cur Deus homo? оказалась самым выдающимся произведением о Искуплении и Воплощении. Другие произведения - это De fide Trinitatis, De conceptu de virginali, Liber apologeticus pro insipiente, De veritate, письма, молитвы и размышления.
На Ансельма большое влияние оказала его мать, она вдохновила его на самые красивые молитвы. Она дала ему душу ребёнка. Она направляла в его постоянном поиске Бога. Можно было бы подумать, что Ансельм был старым, бесстрастным теологом. Однако это было бы ошибкой. Его интеллектуальная сухость была оттенена чувственностью его ума и щедростью его сердца. Он писал, «Я хочу понять те моменты истины, в которую верит и которую любит моё сердце. Так что я не ищу понимания для того, чтобы верить, а наоборот, я верю для того, чтобы можно было понять.»
Ансельм был монахом, в котором уравновешивалось святое и мирское. Возможно его ранние блуждания были причиной тому. Даже спустя девять веков, обаяние его личности по-прежнему не угасает. Он сам знал о своей притягательности для других. Он так и говорил об этом: «Все добрые люди, знавшие меня, любили меня, и тем больше, чем лучше они меня знали.»
Он не подходил для государственной службы: в монастыре, а не при дворе, он чувствовал себя лучше всего. Множество случаев, случившихся в его жизни, свидетельствуют о привлекательности его личности. В Paradiso (canto XII), Данте упоминает его среди духов света и силы в Сфере солнца.
Вот так Ансельм, человек, никогда не хотевший стать архиепископом, наотрез отказывавшийся от этого поначалу, защитил свободу Церкви против беззаконной тирании и светских препятствий в деспотичный век. Как государственный деятель и гуманитарий, своей отвагой и терпением, праведностью и благочестием, он был выдающимся священнослужителем своего времени. Его биография написана его собественным секретарём, монахом Идмером (Eadmer) Христианской церкви Кентербери, записавшим подробности жизни Ансельма в мельчайших деталях (Attwater, Benedictines, Bentley, Church, Encyclopedia, Gill, Southern, White).
В искусстве Ансельма изображают в виде архиепископа или бенедиктинского монаха, (1) предостерегающего от греха; (2) с Богоматерью или Девой с Младенцем, являющихся ему; (3) с кораблём; или (4) монахом, изгоняющим бесов (Roeder, White). Его почитают в Аосте и Турине (Roeder).
Категория: Святые | Добавил: Александр (12.09.2010)
Просмотров: 1984 | Рейтинг: 5.0/1
 
     
Шаблоны для сайтов на Ucoz
Дорогие друзья! Вы можете воспользоваться приведённой ниже формой и осуществить пожертвование на развитие нашего ресурса.


Да благословит вас Господь!

Сайт "Credo in Deum" © 2010 - 2024

Бесплатный хостинг uCoz