Главная » Статьи » Статьи » Святые |
Фома Аквинский
Родился в Рокка Секка около Аквино (Rocca Secca, Aquino) в Неаполе, Италия, ок. 1225 г.; умер в Фоссаноуова (Fossanuova) близ Рима в 1274; канонизирован в 1323; объявлен Учителем Церкви в 1567; папа Лев XIII объявил его покровителем католических университетов и центров в 1880 г.; его день раньше отмечался 7 марта. «Слово породило плоть, истинный хлеб Христос обращает, словом Своим в плоть Свою, Вино - Его Кровь; каждый, кто приемлет, от плотской мысли отойдёт, Вера одна, когда глаз не видит, откроет верным сердцам тайну» - святой Томас Аквинский Святой Томас родился в семейном замке Рокка Секка, сын графа Ландульфа Аквинского (родственника императоров Генриха VI и Фридриха II и королей Франции, Кастилии и Арагона) и Теодоры, графини Теанской. По преданию, когда он был ребёнком, молния ударила в замок и убила няню и его маленькую сестру. После этого Томас стал бояться молнии и молиться во время грозы. В возрасте 5 лет его отправили в монастырь Мон Кассино, где он обучался до 13 лет. В 1239 году он закончил Неапольский университет и в 19 лет стал доминиканцем. Затем его послали в Рим, чтобы затем отправить дальше в Кёльн и Париж. Его семейство было столь расстроено тем, что он вступил в нищенствующий орден, что его братья похитили его, когда он прибыл в Рим, и вернули в замок, где и удерживали его 15 месяцев в надежде, что он передумает. Мать и сёстры применяли всю свою ласку, чтобы поколебать его. Его братья даже пошли на подлость, чтобы лишить его целомудрия. Выхватив из очага горящую головню, святой выгнал несчастную женщину из своей комнаты. Затем, изобразив крест на стене, он стал на коленях молиться и ему тотчас был видение. Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое Бог даровал ему. Пояс и по сей день хранится в женском монастыре Шьери в Пьемонте (Chieri, Piedmont). Пояс причинил ему столь сильную боль, что он закричал так, что прибежала стража. Но он поведал об этой милости только незадолго до смерти своему духовнику о. Рейнальду. Стойко боролся Томас против всех искушений. Он использовал своё заложничество для запоминания Библии и изучения религии. Когда его семья поняла, что он не передумает, братья ослабили охрану и Томас с помощью сестёр выбрался из башни и воссоединился с доминиканцами в 1245. Наконец он достиг Кёльна и был взят под опеку святым Альбертом Великим, человеком энциклопедических знаний. С 1245 по 1248 он продолжил обучение у Альберта. Из-за того, что Томаса не принимал участие в спорах и из-за своей большой фигуры его стали назвать «глухим сицилийским волом». Однако Альберт предсказал, что мир однажды услышит голос Томаса. Один из молодых людей сжалился над Томасом и предложил обучать его. Святой принял это предложение со смирением и благодарностью. Но однажды преподаватель допустил ошибку. Ради правды, Томас поправил его и очень ясно объяснил урок. Преподаватель удивился и попросил Томаса заменить его. Томас согласился с условием, что это останется секретом. Современник описывал Томаса как «высокий, прямой, большой, хорошо слаженный, с лицом цвета зрелой пшеницы, чья голова рано облысела». Из Кёльна святые Альберт и Томас прошли более 250 миль до парижского университета. Здесь Томас встретился и подружился с молодым францисканским монахом по имени Бонавентура (Bonaventure), позже ставшим известным как «Ангельский Доктор». Томас отправился с Альбертом в новый доминиканский studium generale в Кёльне в 1248 и был рукоположен приблизительно в 1250 г. Он служил на Мессе с таким благочестием, что часто ронял слёзы. Те, кто помогали ему на Мессе, всегда находили в себе бóльшую любовь к Богу. После своих собственных Месс он часто служил в благодарении на других. Святой Томас Courtesy of Catholic Pics С несколькими университетскими дипломами, включая докторский по теологии парижского университета, Томас легко переезжал с одного места на другое. В 1252 он вернулся в Париж, чтобы занять своё первое назначение преподавателем в доминиканском монастыре Сент-Жак (Saint-Jacques). Здесь он написал яркую работу в защиту нищенствующих орденов против Уильяма Сент-Амура, комментарий к Предложениям (Sentences) Питера Ломбарда, De ente et essentia, труды по Исаии и Матфею. Он был лучшим богословом в Париже в 1256 г. Затем он преподавал в Ананьи (Anagni), Овието (1261-64), Риме (1265-67), Витербо (1268), снова в Париже (1269-71) и в Неаполе (1272-74). В этот период (1259-64) он закончил написание апологетического труда Summa contra Gentiles, где с позиций чистого разума, не прибегая к церковным догмам, он отстаивал христианство в споре с исламом, иудаизмом, еретиками и язычниками. Это не предназначалось для миссионеров, а скорее было аргументом в диалоге с последователями Аристотеля в университетах, как ответ на их точку зрения, написанным с позиций чистого разума Аристотеля. С 1266 он начал работать над пятитомным трудом Summa theologica, всесторонним обоснованием его взглядов на христианские таинства. Эта работа содержит вопросы и систематические ответы на них. К сожалению, Томас так и не закончил её. В 1263 Тома присутствовал на общем собрании доминиканцев в Лондоне. Кажется почти невероятным, как ему удалось написать столь много работ, учитывая то, что он часто путешествовал. Особенно стоит отметить большое количество ссылок на труды других авторов, которые ему пришлось изучить. Известно, что он был способен настолько глубоко сосредоточиться, что мог диктовать четырём секретарям одновременно. Он часто использовал сокращения, поскольку у монахов было мало пергамента. Это был скромный человек, всегда обращённый к молитве. Про него говорили, что «его замечательное учение скорее обязано не его гению, а действенности его молитвы». Его назначили главным проповедником и призвали обучать учеников при Папском дворе. На Святой неделе 1267 года Томас молился в базилике святого Петра в Риме. Его проповедь о Страстях Господних вызвала у людей слёзы. В последующее воскресение он говорил о Воскресении, и собрание наполнилось величайшей радостью. Когда он сходил с кафедры, к краю его одежды прикоснулась бедная женщина. Она тотчас же избавилась от болезни, которая мучила его годами. Томас много написал о Господе в Святом Причастии. Однажды Иисус явился к нему и сказал: «Томас, ты хорошо описал Причастие Моего Тела». А в другой раз к нему явилась Богородица и сказала, как порадовали его писания Её Сына. По просьбе святого Томаса, Папа сделал праздник Тела Христова всеобщим для всей Церкви. Два гимна, которые поют во время поклонения Святому Причастию, O Salutaris Hostia и Tantum Ergo, взяты из службы к празднику, написанной Томасом Аквинским. Святой также написал красивые молитвы, которые нужно произносить до и после Причастия. Молитва перед причастием: Всемогущий вечный Боже, Я приближаюсь к Причастию Твоего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Я пришёл больным к Врачу жизни, нечистым к Фонтану милости, слепым к Сиянию вечного света, И бедным и нуждающимся к Господу небес и земли. Господи, в Своём великодушии, излечи мою болезнь, смой мою нечистоту, просвети мою слепоту, обогати мою бедность и одень мою наготу. Да получу я хлеб ангелов, Царь царей и Бог богов, Со скромным почтением, С чистотой и верой, Раскаянием и любовью, И ясной целью, Которая поможет привести меня к спасению. Да получу я Причастие Тела и Крови Господа, Его истинность и силу. Благий Боже, да получу я тело Твоего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, рождённого от Марии Девы и войду в Его мистическое тело, и стану одним из его членов. Любящий Отче, в моём земном паломничестве сейчас я получу Твоего возлюбленного Сына под сенью таинства, да встречусь я с Ним однажды лицом к лицу в славе, Который живёт и царствует с Тобой вечно. Аминь. (Эти молитвы взяты из английского перевода Liturgy of the Hours, © 1974, подготовленного International Commission on English in the Liturgy, Inc. Используется с разрешения). Молитва после Мессы: Господи, Отче всемогущий, Вечный Боже, Благодарю Тебя, хотя я грешник, Твой негодный раб, не по своей заслуге, но по Твоей милости, ты одарил меня драгоценным телом и кровью Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Молю, дабы это святое причастие не привело меня к осуждению и наказанию, но к прощению и спасению. Да будет это шлемом веры и щитом доброй воли. Да очистит меня от нечистот и греховных страстей. Пусть принесёт мне милосердие и терпение, смирение и послушание, в стремлении делать добро. Пусть пребудет мне крепкой защитой против всех моих врагов, видимых и невидимых, и совершенным упокоением всех моих греховных порывов, телесных и духовных. Да соединит меня крепче с Тобой, единственно истинным Богом, и проведёт меня невредимо через смерть к вечному блаженству с Тобой. И я молюсь, чтобы Ты вёл меня, грешного, на торжество, где Ты, со Своим Сыном и Святым Духом, истинный и совершенный Свет, полное исполнение, вечная радость, блаженство без конца, и совершенное счастье к Твоим святым. Даруй это через Христа нашего Господа. Аминь. В 1269 г. Томас был вызван в Париж на три года. Король святой Людовик IX высоко оценил Томаса и советовался с ним, также, как это делал и весь парижский университет. Однажды, приглашённый на королевский приём, он был погружён в свои мысли и не замечал окружающих. К крайнему изумлению присутствующих, тучный монах ударил кулаком по столу и возгласил: «Это покончит с ересью маникеев». За деликатным упрёком короля последовало извинение Томаса и немедленное появление писца для записи его мыслей. Способность к сосредоточению Томаса была просто невероятна: он мог диктовать четырём секретарям одновременно. По возвращении в Париж он оказался вовлечённым в борьбу между доминиканскими священниками и мирянами, и противостоял философскому учению Сигера Брабантского, Джона Пекхэма и парижского епископа Стефана Тампьера (Siger of Brabant, John Peckham, Stephen Tempier). Когда разногласие вызвало в университете всеобщую забастовку в 1272, Томас был назначен регентом, чтобы возглавить новую доминиканскую школу в Неаполе. Святому Томасу являлись видения и откровения. Он перестал писать Summa theologiae из-за откровения, которое открылось ему во время Мессы в честь святого Николая в 1273. Он отвечал на возражения своих братьев, говоря: «Настал конец моим трудам. Всё, что я написал, теперь кажется мне просто соломой после того, что открылось мне.» Тем не менее его труд стал основой современного католического богословия. Папа Григорий X приказал ему принять участие в Всеобщем лионском Соборе, созванного для объединения греческой и римской церквей. Будучи больным, он в послушании отправился из Рима, но болезнь одолела его в пути. Проболев около месяца, он умер в Цистерсианском аббатстве в Фоссануова около Террачины близ Рима (Cistercian, Fossanuova, Terracina). За день до смерти он попросил, чтобы его положили на пол в пепле. Перед самым Причастием он воскликнул: «Ты, о Христос - Царь Славы. Ты вечный Сын Бога». 7 марта 1274 года он получил последнее елеопомазание незадолго до мирной кончины в возрасте 48 лет. Он считается величайшим христианским богословом, а его работы уже сотни лет являются основой католического вероучения. Количество написанных им трудов впечатляет. В них чётко разграничивается вера и разум, но делается упор на том, что основа христианского вероучения, хотя её невозможно постичь разумом, не противоречит ему и открывается нам в откровении; но такие понятия, как существование Бога, Его бессмертие, Его созидательная сила, Его провидение могут быть открыты естественным образом. Среди его работ Quaestiones disputatae, Quaestiones quodlibetales, De unitate intellectus contra Averroistas, и комментарии к Молитве Господней, Апостольскому символу веры, Приветствии Марии и к различным частям Писания. Он также автор гимнов, много из которых используются и по сей день, хотя авторство некоторых из них, приписываемых ему, находится под вопросом. Наверно самым большим его вкладом в Западную цивилизацию стал перевод и комментарии к трудам Аристотеля. Томас объяснил его труды в свете христианского откровения. Он пользовался логикой Аристотеля, чтобы приоткрыть тайны религии и опровергнуть миф о том, что религия не требует напряжения мысли. Святой Томас меньше попал под влияние своих современников, чем святой Бонавентура и святой Альберт, но его работы носят отпечаток времени. Лев XIII в 1879 написал энциклику в поддержку изучения трудов Томаса. При всей своей интеллектуальности, Томас Аквинский был человеком величайшей скромности - он мало думал о своих заслугах. Он жил, общаясь с Богом, как в стране, где самое точное богословие является не более чем планом на карте, и при этом он говорил, «Всё, что я написал, сейчас кажется мне незначительным». Когда Папа предложил ему стать архиепископом Неаполя, он отказался, предпочтя остаться простым доминиканским монахом. Он всегда занимался благотворительностью, никогда не отказывая никому, кто обращался к нему за помощью. Он был добрым, мягким и в любом отношении простым человеком. Его называли «ангельским доктором» из-за дивного сочетания недюжинного ума с самым кротким благочестием. Молитва, по его словам, научила его больше, чем учёба. После его смерти один из его современников увидел в видении его на небесах, пожинающим плоды своего труда во славу Божию. Много чудес случилось по его заступничеству. В 1368 его тело было перевезено в Сен-Сернен (Saint-Sernin) в Тулузе. В 1974 его переместили в якобинскую (Jacobin's) церковь в том же городе (Attwater, Benedictines, Bentley, Butler, Delaney, Dorcy, Farmer, Martindale, Melady, Waltz, Weisheipl, White). Его изображают в искусстве полным доминиканским монахом, держащим книгу; или со звездой на груди и лучами света, исходящими из его книги; или держащим дароносицу с святым Норбертом. Иногда его показывают: (1) с солнцем у него на груди; (2) возведённым на престол с язычниками и философами-еретиками у его ног; (3) проповедником на кафедре с лучами, он него исходящими; (4) с чашей; (5) слушающим голос, исходящим от Распятия; (6) с ангелами, приносящими ему пояс; или (7) в библиотеке с святым Бонавентурой, который указываем ему на Распятие (Roeder, White). Щёлкните здесь, чтобы увидеть Видение святого Томаса Stefano Di Giovanni Sassetta. Святой Томас - покровитель римско-католических школ, колледжей, университетов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг (благодаря его покровительству образования вообще), и изготовителей карандашей. (Roeder, White). К его помощи прибегают для сохранения целомудрия, для образования, а также против шторма и молнии (Roeder). | |
Просмотров: 2355 | |