Главная » Статьи » Статьи » Разное |
Мне часто приходилась в беседах С православным сталкивался с таким вот аргументом. «Вы тут интересно рассказываете, убедительно, но только у православных, и перед православной Пасхой случается чудо схождения благодатного огня. Значит, православие и есть истина. Можно сказать, что само по себе чудо не является свидетельством истины. Бывают и бесовские чудеса лжечудеса, о которых нас предупреждает библия: «... Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Матф.24:24) Но кроме того таким людям могу рекомендовать почитать Википедию: Разделы «Чудо благодатного огня» материалистическое и инославное объяснения. Кроме того огромное количество печатного и видео материала, который ясно и полно показывает, что так называемое «чудо схождения благодатного огня» есть не что иное как обман и мошенничество. Но не у всех есть время и возможность искать и просматривать эти материалы, поэтому я и подготовил самостоятельную, краткую подборку материала по этой теме: И так. Материалистические объяснения: Свидетельства инославных: В разные времена были и разные хитрости, все зависело от уровня смекалки тех священников которые занимались махинацией. Вот свидетельства и других очевидцев: 1) Ибн-ал-Каланиси (до 1162 писавший о событиях 1007): «Когда они находятся на Пасху там... то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады». 2) Ибн-ал-Джаубари (ум. 1242): «А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие «санбусека», а под ней огонь, разсчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его. Уразумей же все это». 3) Муджир-ад-дин, около 1496 года: «Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим». 4) И еще раз Ибн-ал-Каланиси (12 век), посвящённый появлению Благодатного огня: «...чтобы огонь к ним дошёл по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом, он обладает ярким светом и блестящим сиянием». Здесь описан рецепт самовоспламеняющейся смеси. При этом самовоспламеняющаяся смесь не является чем то чудесным. Самовозгорание присуще многим веществам в природе. Так, например, самовозгорание белого фосфора на открытом воздухе является принципом действия «коктейля Молотова». Свидетельства православных: Основным объектом критики традиционного для РПЦ отношения к Благодатному Огню является чудесная природа Огня, получаемого на Гробе Господнем. Еще одним объектом критики являются чудесные явления, наблюдаемые паломниками и их свидетельства о необычных свойствах огня. Основатель и первый начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня» ( со слов иеродиакона Григория, - Порфирий (Успенский) «Книга Бытия моего», Ч.1) «В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.» (- со слов митрополита Дионисия, ссылающегося на свидетельство архиепископа Петроаравийского Мисаила, наместника Патриарха Иерусалимского, - Порфирий (Успенский) «Книга Бытия моего», Ч.3) Подробнее об этом ниже: Вот что о этом пишет А.А. Осипов «... Изучив древние рукописи и тексты, книги и свидетельства паломников, он доказал с исчерпывающей точностью, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями Лампады над гробом. (...) И в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, тоже человек с богословской учёной степенью, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им (многие из моих бывших коллег, наверное, помнят): «Я тоже знаю, что это только легенда!» ... Успенский критикуя чудесную природу огня пишет: «Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определенный день, час и минуты; казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать знамения от Гроба Христа, божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли - хлеб и вино; однако, среди христиан восточных исповеданий - православного, армяно-григорианского, иаковитского и коптского - весьма широко распространено верование в сверхъестественное чудесное происхождение „благодатного огня".» Вот что он говорит, о чудесах наблюдаемых паломниками: «Подобные паломнические сообщения, противоречивые в самих себе об образах исхождения огня свыше, и утверждающие очевидность этого исхождения для всех молящихся, скорее говорят о религиозной экзальтации авторов и окружавшей их во время обряда Св. огня толпы, нежели о величии самого обряда. Отсюда же теряется их научная ценность в вопросе исследования обряда.» ( Н.Д.Успенский «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме») ( Полный доклад Успенского можно прочитать в конце статьи.) Сомнения высказывали и другие видные деятели церкви, например, протодиакон Андрей Кураев. "Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог" Протопресвитер Константинопольского патриархата Георгий Цецис: В 2009 году было написано открытое обращение от имени Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого к патриарху Кириллу с просьбой дать от имени полноты Русской Православной Церкви богословскую, литургическую и историческую оценку данному явлению. Критика со стороны других конфессий: Со стороны Армянской Апостольской Церкви, непосредственно участвующей в церемонии, говорится об ином порядке действий Патриарха и архимандрита в Кувуклии (см. выше). Говорится, что греческий Патриарх входит в пещеру Гроба Господня вместе с армянским архимандритом, где они оба возносят молитвы и возжигают свечи от лампад, стоящих на плите Гроба, то есть огонь не самовозгорается, но уже горит в лампаде при появлении внутри Кувуклия греческого патриарха и армянского архимандрита. Даются также альтернативные версии преданий, например, о треснувшей колонне. Католическая церковь также не признаёт чудесную природу Благодатного огня. В 1238 году папа римский Григорий IX официально выступил против толкования обряда Благодатного огня как чудотворного. Пресса о чуде: 1) Борис Колымагин, "ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 22 апреля 2009 г. Пасха и огонь. Многие верующие сомневаются, могут ли чудеса совершаться «по расписанию», пусть и богослужебному Вряд ли христианство можно назвать, как это делается сегодня в федеральном законе, традиционной религией. Потому что это не религия вовсе, а благая весть о воскресшем Христе. Сложный ритуал, богато украшенные храмы и другие религиозные атрибуты появились у последователей Иисуса из Назарета далеко не сразу, и они не составляют сердцевину веры. Сегодня, в светлые пасхальные дни, хочется еще раз вспомнить о том, что изначально путь за Христом означал выход из духовного рабства и плена, освобождение человеческой души от несвободы, грязи, греха и бессмысленного страдания. Этот путь, невозможный для одних лишь слабых человеческих сил, всегда был связан с живой памятью о евангельских событиях. И доныне каждый раз перед Пасхой Церковь как бы вновь оказывается в том историческом времени, на улицах предпраздничного Иерусалима, вновь переживает историю верности и предательства, равнодушного отступничества и ослабевающей надежды, безмерного страдания и лучезарной радости. Но эта память сегодня размывается многими проектами, связанными с собиранием Церкви вокруг вторичных святынь и "чудес". Последнее слово приходится брать в кавычки. Да, чудеса бывают. Но все евангельские чудеса происходят с уже уверовавшими, с уже решившими изменить свою жизнь людьми. Однако современным церковным сознанием чудо часто воспринимается не как импульс к переменам, а как доказательство превосходства "самой правильной" веры: Церковь как конфессиональное сообщество, чуть ли не как организация, начинает заслонять собой собственно евангельское благовестие. Иногда приходится слышать: "Что вы все о Христе да о Христе? Наверное, вы сектанты, иначе говорили бы о православии". К доказательствам "правильной веры" относится и схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ежегодно российские телеканалы устраивают прямые трансляции чуда и соревнуются в описании физических подробностей этого "сверхъестественного" явления. Реклама в метро предваряет трансляцию: не пропустите! Посмотреть действительно есть на что: скачущие и кричащие православные арабы в главной святыне христианского мира - яркое зрелище. Но многие верующие сомневаются в том, могут ли чудеса совершаться "по расписанию", пусть и богослужебному. Более того, видные православные иерархи, богословы и историки Церкви, среди которых епископ Порфирий (Успенский), Игнатий Крачковский, Николай Успенский отрицают сверхъестественную, чудесную природу явления "огня Великой Субботы". История богослужения однозначно свидетельствует о том, что сегодняшний обряд в храме Гроба Господня есть порождение чина возжжения нового огня на Пасху, который некогда совершался в каждой христианской общине. Слова Иерусалимского патриарха Феофила III, сказанные накануне Пасхи 2008 года, что служба огня Великой Субботы есть лишь одно из церковных священнодействий, подтверждают их правоту. Однако телевизионщики об этом молчат. Потому что Благодатный огонь сегодня - это прежде всего бизнес-проект. И истерия вокруг него не случайна. Ежегодно Фонд Андрея Первозванного, возглавляемый главным железнодорожником страны Владимиром Якуниным, устраивает показательное шоу. Ежегодно при помощи фонда первые чиновники государства отправляются в Израиль, чтобы привести иерусалимский огонь в Россию и затем раздать его по храмам. В некоторых епархиях, например в Воронежской, встреча огня выливается в целое представление с участием оркестров. Сам господин Якунин ревностно следит за распространением практики почитания огня. И яростно воюет с теми, кто становится ему поперек дороги. Так, в прошлом году дьякон, а теперь уже протодиакон Андрей Кураев на своем форуме пересказал слова Феофила III, сопроводив их собственным комментарием для самых непонятливых: "Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог". Реакция последовала немедленно: Якунин потребовал от священноначалия наказать церковного деятеля. Но Кураев оказался слишком знаковой и раскрученной фигурой, чтобы его можно было безболезненно подвинуть. И ему это сошло с рук. Однако факт остается фактом: небедный и корыстно заинтересованный чиновник начинает учить иерархию, как ей общаться со своими клириками. Фонд Андрея Первозванного осуществляет немало и других страннолепных проектов (вроде трафика святынь). Раскручивает их при помощи новейших пиар-технологий, утверждая людей в мысли, что это и есть христианство. Конечно, в христианстве много чего есть. Но когда второстепенные вещи становятся на место главных, это кончается плохо. Еще во времена патриаршества Алексия II произошел постепенный отказ от соборности, от оживления приходской жизни. Руководство предпочло собирать Церковь прежде всего при помощи суеверий и вторичных святынь, масштабные церковно-государственные мероприятия, вроде Саровских торжеств, служили этой же цели. Новый патриарх Московский и всея Руси Кирилл, несмотря на значительные кадровые обновления, пока не спешит сходить с накатанной колеи. Его встреча перед Пасхой с господином Якуниным, благословение на разные деяния, и среди прочих на доставку "Святого огня", показала, что в ближайшей перспективе игры на языческих струнах народных верований будут, скорее всего, продолжаться. Конечно, проблема Благодатного огня - не самая главная в Русской православной церкви. И относительно безобидная. Ну привезли, ну раздали - и забыли до следующей Пасхи. Только уж больно противно. С одной стороны, Якунин увольняет вторых машинистов в своем ведомстве - и тем самым увеличивает риск аварий на железных дорогах. С другой - ради символического капитала устраивает помпезные проекты. Уж лучше бы оставил вторых машинистов на своих рабочих местах - за счет средств фонда. Ему бы за это сказали спасибо и верующие, и неверующие. 2) Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия, Сорбонна, Париж Характерной особенностью минувшего празднования Пасхи стало своеобразное соревнование СМИ в перечислении чудесных подробностей о "благодатном огне" Великой субботы в иерусалимском храме Гроба Господня. Официальное паломничество за огнем, частица которого была доставлена и в Петербург, возглавил сам министр культуры России Александр Соколов, называвший его чудом и откровением, способствующим "духовно-нравственному возрождению общества". На Руси эта легенда была известна уже с XII века по рассказам паломников и лубочным картинкам Характерной особенностью минувшего празднования Пасхи стало своеобразное соревнование СМИ в перечислении чудесных подробностей о "благодатном огне" Великой субботы в иерусалимском храме Гроба Господня. Официальное паломничество за огнем, частица которого была доставлена и в Петербург, возглавил сам министр культуры России Александр Соколов, называвший его чудом и откровением, способствующим "духовно-нравственному возрождению общества". На Руси эта легенда была известна уже с XII века по рассказам паломников и лубочным картинкам. Но даже создание в 1847 году Духовной миссии в Иерусалиме и открытие в 1882 году Палестинского общества не вызвали у нас массового "огненного психоза". Потому что уровень церковной культуры позволял понимать, что происходит на самом деле. Основатель миссии епископ Порфирий (Успенский, 1804-1885) в своих воспоминаниях рассказывает, как иерусалимское духовенство "зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова" (Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. СПб, 1896. Т. 3. С. 299). В 1914 году востоковед И.Ю. Крачковский (1883-1951) собрал арабские известия о рукотворности огня. Литургист А.А. Дмитриевский (1856-1929) на основании Устава храма Гроба Господня 1122 года показал, как духовенство готовит к Пасхе лампады, чтобы зажечь в них новый огонь. В 1949 году его ученик, петербургский профессор Н. Д. Успенский (1900-1987) продемонстрировал, как складывался огненный миф. Его учеником в семинарии в тот год был будущий патриарх Алексий (Ридигер). Он, как и высшее духовенство РПЦ, не может не знать правды о "благодатном огне". В России благочестивый обман получил массовое распространение только в тоскливый период застоя 1970-х годов. Сегодня упадок богословского образования, в том числе и разгром питерской Духовной академии, способствует утверждению мифа. Характерно, что иерархи воздерживаются от заявлений, предпочитая насаждать сомнительный культ чужими руками. РИА "Новости" повторяет чей-то экзальтированный бред, описывающий физические На вопрос епископа Порфирия, почему нельзя честно рассказать людям, что происходит, святогробский митрополит простодушно ответил, что его растерзают тут же, как только узнают правду. Естественно, новый огонь, зажженный на Пасху, да еще и в Иерусалимском храме, - вещь для верующих особая. Его дистрибуция в промышленных масштабах - хороший знак солидарности некоторых христианских народов. Но утверждение о божественном происхождении огня есть сознательный обман, граничащий с кощунством и богохульством, за которые российский суд теперь приговаривает к солидным штрафам. В конце концов, Господь Бог - не пиротехник, чтобы устраивать праздничный фейерверк к очередному поп-шоу. В Евангелии и без того много замечательного. И огонь Великой субботы - это не вопрос веры и неверия, а вопрос порядочности и нечестности. Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия, Сорбонна, Париж Правда о чудесных сполохах: «Чудесные всполохи» Со стороны Иерусалимских православных патриархатов нет официальных заявлений о «чудесных всполохах», как нет свидетельств и со стороны независимых наблюдателей. Об этом говорят только паломники, чье мнение, как людей заинтересованных и ожидающих такого видения, не может считаться объективным. Описания всполохов отсутствуют в свидетельствах XIX века и в большинстве источников до XIX века. Описываемые современными паломниками «чудесные всполохи», в том числе отображённые на имеющихся современных фотоматериалах, являются обычными фотовспышками, создаваемые фотоаппаратами сотен присутствующих журналистов и фотографов-любителей, а также фиксацией естественных оптических эффектов. Существующие свидетельства Никиты Клирика, Трифона Коробейникова, Игумена Даниила ничего не говорят о всполохах пред схождением, но говорят о том, что делается внутри Кувуклии при схождении и в храме при раздаче уже зажжённого огня. «Тёплый огонь» Процесс «умывания» паломников Благодатным огнём критики повторяют с обычным огнём. Исключением является умывание волос. Имеются свидетельства как того, что при касании Благодатным огнём волосы горят, так и того, что касание Благодатного огня волос не причиняет им вреда. Анализ «умывания» паломниками бород показывает, что огнём они двигают не под бородой, а перед ней. Когда человек пытается умыть лицо огнём, он рефлекторно отводит руку вперёд. В результате ему кажется, что он водит огнём в бороде, но на самом деле двигает огонь перед бородой (зазор 5-10 см). С учётом создания воздушной подушки из-за движения пучка с огнём, этого зазора вполне хватает, чтобы не опалить бороду. Однако при фронтальной съёмке нельзя оценить расстояние между огнём и бородой, так как объектив камеры, огонь и борода находятся практически на одной линии. Иеромонах Флавиан (Матвеев), православный священник: «... К сожалению, поджигает. В 2004 году мой знакомый буквально через пять минут после получения благодатного огня (мы даже из храма не вышли) пытался «умыться огнём». Борода вроде бы небольшая, заметно стала разгораться. Пришлось закричать ему, чтоб тушил. В руках у меня была видеокамера, так что этот печальный случай остался зафиксированным документально. Сам взял пример с других, подержал руку над огнём. Огонь, как огонь. Жжёт!» Есть множество и других свидетельств в том числе журналистов, с видео доказательствами говорят о том что огонь действительно жжет и палит. Как пример могу привести репортаж RTVi снятый на кануне православной пасхи.
| |
Просмотров: 2123 | |