Четверг, 02.05.2024, 21:49 RSS

     
 
Главная » Статьи » Статьи » Разное

Молитва
Молитва

Библейский словарь Брокгауза - МОЛИТВА

1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться» (преклонив колени);
2) во все времена у всех народов было принято совершать молитву. Человек - высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт1:27) и предназначен для общения с Ним (-> Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей - в т.ч. и язычников - к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних молитв, которые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;
3) Молитвы язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с которыми произносятся. Духовно возрожденный христианин только в молитве получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетельствует Быт 3:8 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, «новый человек» смог поклоняться Богу «в духе и Истине» (Ин 4:24). Христианин произносит молитву не по собственной воле, а по побуждению Св. Духа (Рим 8:15), Которым он исполнен (см. Лк 1:41,46 и след.; 2:27 и след.). Св. Дух свидетельствует о Себе верующему и обнаруживает Себя в молитве, даже Сам молится в человеке «воздыханиями неизреченными: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». (Рим.8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христианская молитва - не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение
его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что молитва - это только монолог души. Обращение к Богу – это образ жизни, атмосфера, в которой живет духовный человек. Молитва выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102:1 и след.); благоговение пред Всевышним (Деян 4:24 и след.); сыновнюю любовь к Отцу (Рим 8:15; Гал 4:6); любовь к ближнему и ходатайство за него (Кол 1:9; 1Тим 2:1); сомнение, нужду и искушение (Пс 21; 72:23 и след.; 73:1 и след.; 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже (иногда, к сожалению) упреки (Пс 63:2; 88:39,47; 101:2). Молитва жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Рим 12:12;Кол 4:2; 1Фес 5:17 – «непрестанно молитесь» и др.). Под молитвой здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божьим присутствием (1Фес 5:10).

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ
1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Пс 49:15; Ис 55:6; Мф 7:7; Лк 18:1 и след.; Ин 14:13 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Быт 18:27; Дан 9:18; Лк 18:13). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней молитве. (Пс 49:15; Мф 7:7,9 и след.; Мк 11:24; Лк 11:13). Многочисленные библейские примеры (напр., Быт 18 и след.; 4Цар 20:5 и след.; Пс 117:5; Деян 12:5 и след.) и свидетельства Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;
2) в Библии оговариваются условия, при которых молитва человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении молитвы. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться):
А) как видно из начальных слов молитвы "Отче наш" (Мф 6:9-13.,Отче наш), рассчитывать, что его молитвы будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал
Бога своим Отцом (Рим 8:15; Гал4:5). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ин 14:13). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соответствии. с Его волей (Ин 14:14;15:17; 16:23 и след.).
Также будут услышаны молитвы смиренного (Лк18:13 и след.), ищущего Бога (Евр 11:6), просьбы нуждающегося (2Пар 33:12 и след.; Пс 49:15);
Б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ин14:13; 16:24,26; ср. Мф 18:20). При этом, видимо, имеется в виду не только та молитва, которую молящийся
совершает в соответствии с Его заповедью, но и молитва, в которой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим 8:32), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой молитвы заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в молитве может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей;
В) молитва человека, который опирается на Божье обетование, требует веры (Мф 21:22; ср. 17:20 и след.) и твердости духа (Рим 4:20 и след.; 8:32). Такая молитва будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим 1:5; 14:25), и поэтому молитва - это
также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера - не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согласно Ветхому Завету, верить означает «укрепляться» в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на молитву и колеблющимся в вере (Мк 9:24). Поскольку ответ на молитву не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры;
Г) искренность наших молитв и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока молитва не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Лк 11:8) и о докучливой вдове (Лк 18:8). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая молитва плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его молитва не может произноситься во имя Иисуса. На молитву распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам;
Д) молящийся взывает к Богу: "Да будет воля Твоя" (Мф 6:10). Вера человека не должна поколебаться, если на его молитву Бог ответит не так, как он ожидал. Основа молитвы - смирение, которое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши молитвы (1Ин 5:14), а также то, что Отец Небесный «даст блага просящим у него» (Мф 7:11). Ап. Павел на свою настойчивую молитву получил от Господа ответ: "Довольно для тебя благодати Моей" (2Кор 12:9).

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ
МОЛИТВЫ
1) внутреннее состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определенных молитвенных позах: а) согласно вост. Придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есф 3:2). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Нав 7:10). Греки называли такую позу проскюнейн;
Б) в знак смирения и преклонения перед восточными повелителями опускались на
колени. При молитве коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 21:30; Ис 45:23; Мк 15:19; Лк 5:8; Еф 3:14; Флп 2:10 и т.д.); в) часто молитву произносили стоя (Мк 11:25), что могло быть выражением
искренности (Быт 18:22), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3Цар 8:22; Пс 140:2; Ис 1:15);
Г) молясь, человек возводил руки вверх (Исх 17:11; Пс 133:2; 140:2; 1Тим 2:8), как бы для принятия Божьих даров (Исх 9:29; 3Цар 8:22; Пс 89:14; 1Тим 2:8). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Лк 18:13). Складывать руки во время молитвы стали лишь в средние века; изначально это выражало принесение обета
верности и послушания;
2) обычно молитва совершается утром (Пс 5:4; 87:14; 118:147), днем (Деян 10:9) и вечером (Езд 9:5; Пс 54:18). Но и ночные молитвы также обращены к Богу (Пс 41:9; 118:55) - Иисус иногда молился в течение всей ночи (Лк 6:12). Ап. Павел не связывал молитву с определенным временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Рим 12:12; Кол 3:17; 1Фес 5:17; ср. Лк 18:1). Даниил молился в определенные часы, которые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Дан 6:10; ср. Пс 54:18; 140:2);
3) для молитвы существовали специальные места. Это могла быть горница (Дан 6:10), кровля дома (Деян 10:9), а также "комната" (Мф 6:6) - вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4Цар 4:10 и след.,33). Святилище, храм, является не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие - чтобы помолиться в одиночку (1Цар 1:3,10 и след.; Лк 2:37; Деян 3:1). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3Цар 8:38; 2Пар 6:34 и след.), а за пределами страны – в направлении Израиля (3Цар 8:48; Дан 6:10). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается молитва, а духовное состояние молящегося (Ин 4:20-26).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ
Как и Иисус на кресте (Лк 23:46=,Пс 30:6; Мк 15:34 = Пс 21:2), первые христиане совершали молитву, используя тексты Ветхого Завета: Деян 4:25 и след. = Пс 2:1 и след.; ср. Рим 8:31 и след. (ст. 31 = Пс 117:6; ст. 36 = Пс 43:23) или Рим 11:32 и след. (ст. 34 = Ис 40:13; Иер 23:18) или Флп 2:5 и след. (ст. 10 = Ис 45:23 и след. и т.д.). Тем самым они подтверждали внутреннюю общность Ветхого Завета и Нового Завета. Очевидно, первые христиане не только переняли молитвы, совершавшиеся в синагоге, среди которых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургическую форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и молитвы (напр., Рим 11:33 и 1Тим 3:16). Наряду с этими, установившимися формами молитв в Библии встречаются и другие, более свободные (1Кор 14:2); см. также «воздыхания Духа» в (Рим 8:26). Помимо молитвы, произносимой вслух (Исх 22:23; 1Цар 7:9; Пс 16:6; Иона 2:3; Лк 23:46; Деян 4:24), упоминается и безмолвная молитва. (1Цар 1:13). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Мф 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Мф 6:6; ср. 4Цар 4:33). Действенность молитвы зависит не от частоты ее повторения – не следует подражать многословию язычников (Мф 6:7), - а от искренности (Иак 5:16) и душевного состояния молящегося (Лк 18:13). Так, древняя Церковь отказалась от некоторых внешних атрибутов иудейской молитвы (филактерии и талит). По просьбе учеников (Лк 11:1), Иисус дал им пример истинной молитвы – «Отче наш».

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ
К молитве Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Флп 4:6; 1Тим 2:1): 1) Ветхий Завет богат славословиями, обращениями к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исх 20:5; Втор 4:19), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в молитве (Пс 21:28; Ис 45:22 и след.). Ангелы также взывают к Господу (Ис 6:3) и восхваляют Его (Лк 2:14) всем небесным воинством (Неем 9:6). Даже Сам Сын молится Отцу (Мф 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитвенными славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Рим 11:36; Гал 1:5; Еф 3:21; 1Тим 1:17; 2Тим 4:18). Но лишь совершеннаяЦерковь вознесет Творцу совершенную хвалу и молитву. (Откр 5:9 и след.; 7:10 и след.; 11:16 и след.; 19:1);
2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение - это молитва, восхваляющая Божью любовь (Быт 29:35; Ин 11:41; Рим 1:8; Еф 5:20 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Рим 1:8; 1Кор 1:4; 2Кор 2:14; Еф 1:16; Флп 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф 5:4; 5:20; Кол 4:2 и т.д.) и «бодрствовать в молитве» (Кол 4:2);
3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6:9 и след.; 9:38; Еф 6:19 и след.), но и о вполне материальных вещах. Так, в молитве «Отче наш» просьба о хлебе насущном является основной (Мф 6:11). Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Мф 6:10). Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное «приложится» им (Мф 6:33). Человек прежде всего просит о прощении грехов (Мф 6:12, -> Исповедание, исповедовать, I), об укреплении в вере (Лк 22:32; ср. Ин 17:11) и об избавлении от искушений (Мф 6:13; Ин 17:15). Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Еф 6:19; Кол 4:3; 2Фес 3:1), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:38). С просьбами о пришествии Царства Божьего первые
христиане соединяли молитву о Втором пришествии Иисуса Христа (1Кор 16:22; Откр 22:20);
4) каждый христианин, в какой-то мере, по своей сущности – служитель (Богу). И потому должен совершать служебное моление о ближнем и о народе Божьем. Такое служение-моление совершаются всеми молящимися христианами. Высочайший образец ходатайственной молитвы - моление Иисуса о Его врагах (Лк 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7:59 и след.). Авраам выступил в роли священника (служителя), принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18:22 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исх 32:32; Рим 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в Ветхом Завете (напр., 1Цар 7:5; 12:19; Иер 7:16; 11:14; 14:11; Дан 9:16 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в Новом Завете (см. Ин 17:17,20), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Еф 1:16; 3:14 и след.; Флп 1:4,9 и след.; Кол 1:9), о начальстве (1Тим 2:1 и след.) и об отдельных христианах. Кроме того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими молитвами не только его самого, но и его соратников (Кол 4:3; 1Фес 5:25).

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА
В Ветхом Завете молитвы обращены к Богу (Быт 24:26 и след.; Исх 34:8 и след.; 2Цар 12:20; Пс 28:2; 95:9 и др.). Иисус также возносит молитвы к Отцу, Господу в небесах (Мф
11:25; 26:39; Лк 10:21 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божественные почести и обращать к Нему в молитвах (Мф 28:17; Ин 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитвенных просьбах, которые будут обращены к Нему (Ин 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян 7:59; 2Пет 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с молитвой так же, как и к Его Отцу (Ин 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1Кор 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5:8 и след.). Слова Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» распространяются и на молитву (Ин 6:44; 14:6). В Новом Завете большинство молитв обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа.

VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ
К числу самых известных в Ветхо Заветных молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15:1 и след.) и молитва Моисея (Втор 32:1 и след.) Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5:1 и след.). Среди ветхозаветных пророков молитвенников следует назвать Самуила (1Цар 7:5,9), Илию (3Цар 18:36 и след.), Иеремию (Иер 7:16; 11:14; 14:11) и Даниила (Дан 9:1 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22:1 и след. и его исповедь в Пс 50), Соломон (3Цар 8:22 и след.) и Езекия (4Цар 19:15; 20:2 и след.). В Новом Завете Иисус, величайший муж молитвы, оставил нам "Отче наш" (Мф 6:9 и след.), первосвященнические молитвы (Ин 17:1 и след.), молитва в Гефсиманском саду (Мф 26:39,42,44) и молитва на кресте (Мф 27:46; Лк 23:34,46). К числу самых поэтичных молитв в Новом Завете принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк 1:64,67 и след.), Елисаветы (Лк 1:42 и след.), Марии (Лк 1:46-55) и Симеона (Лк 2:28 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, записанная в деяниях (Деян 4:24 и след.), а также последние слова Стефана (Деян 7:59 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются молитвы о разных церквах (1Кор 1:4 и след.; 2Кор 1:3
и след.; Еф 1:15 и след.; Флп 1:3 и след.; Кол 1:3 и след.; 2Фес 1:3 и след.), а также вероисповедные молитвы, вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8:31 и след.; 11:32 и след.; Еф 3:14 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитвенные песни (Откр 5:8 и след.; 11:17 и след.; 19:1 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих молитвах совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. молитва - одна из центральных тем Откровения.

Категория: Разное | Добавил: Alekca (01.03.2011)
Просмотров: 1528 | Рейтинг: 5.0/1
 
     
Шаблоны для сайтов на Ucoz
Дорогие друзья! Вы можете воспользоваться приведённой ниже формой и осуществить пожертвование на развитие нашего ресурса.


Да благословит вас Господь!

Сайт "Credo in Deum" © 2010 - 2024

Бесплатный хостинг uCoz