Пятница, 17.05.2024, 10:31 RSS

     
 
Главная » Статьи » Статьи » Разное

Иисус – катехизатор
Иеремия Станьска CSFN

Иисус – катехизатор

Несколько лет назад мне попалась на глаза небольшая книга известного польского библеиста, епископа Казимира Романюка. Я сразу же обратила внимание на название книги – «Иисус – катехизатор» – и купила ее.
Книга начинается цитатой из «Общего катехетического руководства»: «Иисус был первым и величайшим евангелизатором. Он возвестил Царствие Божие (Мк 1, 15) как новое и последнее вмешательство Бога в историю и назвал эту проповедь Евангелием, то есть Благой Вестью. Он посвятил Благовествованию всю Свою жизнь: явил радость принадлежности к Царству (Мф 5, 3-12), его требования и его великий устав (Мф 5, 1-7), входящие в него тайны (Мф 13, 11), братскую жизнь принадлежащих ему и его грядущую полноту (Мф 24, 1-25)» (ОКР 34). Иисус назван здесь евангелизатором, то есть Тем, Кто провозглашает Евангелие. Надо заметить, что Иисус одновременно является «содержимым Евангелия». Благую Весть Он провозглашает, пользуясь языком Своего времени, используя образы, взятые из обыденной жизни слушателей. Сегодня можно сказать, что Он использовал разные методы активизации и передачи сути Евангелия. Поэтому Он и предстает перед нами как самый идеальный катехизатор, на которого нам и надо равняться.
Во вступлении епископ Казимир Романюк знакомит нас с терминами, используемыми евангелистами для определения учительской деятельности Иисуса. Думаю, что имеет смысл привести их здесь.

1. Rabbi(ei) – раввуни

Это семитизм, перешедший в греческий язык. Им пользуются все евангелисты, кроме Луки. Этот титул употреблялся не только для определения учительских функций человека. Так простой народ называл своих власть имущих, рабы – хозяев, учащиеся ремеслу юноши – своих мастеров. Нетрудно догадаться, что ученики Иисуса и исповедники признавали Его авторитет и лидерство не только ввиду учительской деятельности Иисуса.

2. Epistates

Этот термин использует только евангелист Лука, причем тогда, когда кто-то чужой (не будучи учеником Иисуса) обращается к Нему напрямую. Лука, используя этот термин, хочет показать Иисуса проповедующего как Того, Кто обладает властью. Иисус ничем не похож на еврейских книжников и языческих философов.

3. Kathegetes

Термин, единственный раз использованный Матфеем (Мф 23,10), обозначает учителя в смысле проводника, вождя и нравственного авторитета.

4. Didaskalos

Однозначный термин, которым требовали называть себя и еврейские книжники. Так обращались и к Иоанну Крестителю (Лк 3, 12; Ин 3, 26). Вокруг таких учителей собирались ученики. Сегодня некоторые предлагают переводить этот термин не как «магистр», но как «доктор».

* * *

Особое наше внимание привлекают евангельские тексты, в которых титул «учитель» становится собственным именем Иисуса.
«Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26, 18). Из этого следует, что Иисус не только соглашался с тем, что Его называют учителем, но Сам Себя так называл и давал понять, что этот титул принадлежит только Ему Самому:
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель» (Мф 23, 8). Понимание того, что Иисус является единственным Учителем, подтверждают Его собственные слова:
«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин 13, 13).

Надо заметить, что ученые, занимающиеся учительскими титулами Иисуса, констатируют: эти термины принадлежат к самым древним временам евангельской традиции. В первую очередь Иисуса называли учителем, и только потом пророком, Мессией и Господом.

5. Иисус – катехизатор и еврейские ученые

Какие обязанности имели ученики по отношению к своим учителям? Быть со своим учителем означало одновременно заботиться о его обуви, удалять препятствия на дороге, погонять осла, на котором сидел учитель. Мы видим, что и ученики Иисуса ведут себя подобным образом. Переправляют Его через озеро, служат при умножении хлебов, приводят осла, готовят пасхальную трапезу.
Но приходит момент, когда становятся заметны отличия между еврейскими учеными и Иисусом. В то время как ученики первых на практике являются рабами своих учителей, Иисус говорит:
«Так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28). И это не были только лишь слова.
«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин 13, 3. 5).
Здесь необходимо заметить, что Иисус учил не только на словах, но и примером Своей жизни. Кроме того, учение Иисуса сопровождались чудесами и знамениями.
После смерти Иисуса никто уже не называл Его этим термином, но Его учение стало залогом веры.

«Кого, где, когда и как учил Иисус?»

Вкратце отметим то, на что указывает епископ Казимир Романюк.

1. Кого? Прежде всего адресатами учения Иисуса являются евреи. Однако Он разговаривает с самаритянкой, исцеляет слугу язычника сотника. Среди слушателей Иисуса есть как здоровые – справедливые, так и больные. Иисус Сам утверждает, что преимущество имеют слабые и больные (Мф 9, 12). Но кто из «справедливых» без греха? Это означает, что на практике все имели доступ к учению Иисуса. Чтобы ввести какой-то порядок, мы можем выделить разные категории слушателей Иисуса:
Так называемое «множество народа», люди, пришедшие слушать Иисуса.
Фарисеи и книжники.
Ученики и последователи Иисуса.
Коллегия двенадцати апостолов.

Безусловно, слушатели, принадлежащие к той или иной категории, по-разному воспринимали учение Иисуса.

2. Где?
Иерусалимский храм «Каждый день с вами сидел Я, уча в храме» (Мф 26, 55).
«И когда пришел Он в храм и учил» (Мф 21, 23; также: Мк12, 35; Лк 19, 47; 20, 1; 21, 37; Ин 8, 20; 18, 20). Евангелист замечает также: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк 21, 37-38). Интересны комментарии к этим событиям. Они обращают наше внимание на то, что те, кто были внутри храма, обрели духовные ценности. Ветхозаветный акон и культовые обряды были заменены присутствием Иисуса, Который приходил в храм для того, чтобы исполнить закон и пророков.
Синагога. В каждом еврейском городе или селении, каким бы маленьким оно ни было, имелась своя синагога. Там набожные евреи собирались каждую субботу. Когда Иисус проходил палестинскую землю, лучшим местом для учения были синагоги. Ему предлагали читать Писание и толковать его. Так было в родном городе Назарете: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать… И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк 4, 16. 20). Матфей дает характеристику публичной деятельности Иисуса: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия» (Мф 4, 23; ср. 9, 35). И еще: Мф 13, 54; Мк 1, 21. Евангелисты замечают также, что учение Иисуса сопровождают знамения: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф 4, 23). Иногда, до того, как учить, Он исцеляет (Мф 12, 9). Наконец, Сам Иисус указывает на то, что храм и синагога – это первостепенные места, где Он учил. «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин 18, 20).
Улицы, города, селения, площади, на лодке, на горе. Цитата из Евангелия от Луки напрямую говорит нам о том, что Иисус учил и на улицах: «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты» (Лк 13, 26). Еще: «И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму» (Лк 13, 22). «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа» (Мф 8, 1). «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его» (Мф 8, 5). Среди полей он провел катехизацию о том, что Он больше храма и субботы (ср. Мф 12, 1-8). Несколько раз Иисус задерживался у озера (см. Мф 4, 13; 8, 18. 28; 9,1; 13, 1-3). И еще очень известная Нагорная проповедь, включающая в себя заповеди блаженств (Мф 5, 1). Проповедь о конце света Иисус провозглашает также и на Елеонской горе (Мк 13, 3-8).

3. Когда?
В субботу. Мк 1, 21; Мк 6, 2; Лк 4, 31; Лк 6, 6; Лк 13, 10. Обычно тогда Иисус направлялся в синагогу, о чем мы уже говорили ранее.
В праздник Пасхи. Обычно Иисус не учил в праздник Пасхи, даже отстранялся от храма и отвечал только тогда, когда был кем-то спровоцирован. В одном из случаев Иисус представил учение о Своем единстве с Отцом. «Настал же тогда в Иерусалиме [праздник] обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин 10, 22-24).
В праздник Кущей. Евангелист Иоанн вспоминает об использовании Иисусом этого праздника для учения. Этот праздник был установлен для воспоминания благодеяний Божиих во время пребывания народа в пустыне, с особенным акцентом на факте излияния воды из скалы. Вероятно, Иисус использовал это событие, чтобы учить: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7, 38). Также у Иоанна находим и другое подтверждение этого факта: «Приближался праздник Иудейский – поставление кущей… Но уже в половине праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин 7, 2. 14).
Ночью. Самым известным фактом о ночном учительском действии Иисуса является рассказ из Евангелия от Иоанна 3, 2-8 о ночном визите Никодима и учении о рождении от Духа.

4. «После сего Иисус ходил по Галилее».
Можно сказать, что Иисус являлся катехизатором в пути. Матфей замечает: «И ходил Иисус по всей Галилее» (Мф 4, 23). Об этом говорит также и евангелист Иоанн: «После сего Иисус ходил по Галилее» (Ин 7, 1). Что же послужило причиной тому, что Иисус был постоянно в пути? Наверное, то, что не везде его учение принимали радушно, но правильнее предположить, что Иисус желал принести Благую весть всем, а не только основать школу для единомышленников. Когда толпа искала Его, Он говорил: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк 4, 43). Поскольку не приходилось рассчитывать на то, что «другие города» придут к Нему, Он Сам направляется к ним, Подобным образом, когда люди отвернулись от Бога в раю, Бог вышел, чтобы их найти.

Как видим, ни место, ни время дня, ни время года не препятствовали тому, чтобы учить – катехизировать. Иисус не закрывался перед людьми, Он первым выходил навстречу. Он-то и передал учительскую миссию Своим апостолам. Сегодня ответственность за катехизацию возложена на Церковь. Иисус призывает нас к тому, чтобы весь мир стал местом катехизации, неважно, где мы будем находиться. Конечно, сегодня у нас есть для этого специально подготовленные места: классы для занятий катехизацией в наших приходах. Но сколько приходов не имеют храма, не говоря уже о таких классах, где местом провозглашения Евангелия служат квартиры наших братьев в вере, а часто и двор. Епископ Романюк говорит, что весь мир должен быть великим залом катехизации. Мы все с момента крещения соединяемся с Иисусом – учителем и пророком – и участвуем в этой миссии. Там, где находится христианин, там должна проводиться катехизация. Мы всегда являемся катехизаторами: или свидетельствуем, или соблазняем. На нас лежит ответственность за первое провозглашение Евангелия нашим близким, друзьям, коллегам.

Да благословит нас Тот, Кто является первым и совершенным КАТЕХИЗАТОРОМ, – Господь наш и Учитель, Иисус Христос.

«Без притчи же не говорил им»
(Мк 4, 34)

Обращая внимание на эти слова, епископ Романюк объясняет то, чем вообще является притча.
1. Понятие и принципы интерпретации притчи.
Общепринятое определение притчи звучит так: это изложение какой-то истины в форме самостоятельного рассказа, с использованием сравнения, опирающегося на определенное сходство. Иначе говоря, учение притчами – это наглядное учение, то есть иллюстрирование некоторых абстрактных утверждений примерами, взятыми из повседневной жизни, или, по крайней мере, соотнесение их с реалиями окружающего нас мира. Итак, на вопрос книжника, кто является нашим ближним, Иисус не дает определение ближнего, но приводит притчу о милосердном самарянине. Судьба Слова Божиего образно представлена в притче о сеятеле. Иисус черпал примеры из жизни крестьян, виноградарей, пастухов, строителей, купцов, женщин, работающих по дому и воспитывающих детей, и др. Большинство притч, которыми пользовался Иисус, служили для представления одной темы, то есть Царствия Небесного, точнее, его природы и разных аспектов, например происхождения, возрастания, ценности, а также подданных Царства Божиего, в особенности их обязанностей по отношению к Богу и к ближним, а также земного имущества.
Идеи, переданные с помощью притч, легче воспринимались и дольше хранились в памяти, хотя это не значит, что все сразу становилось понятным. И сами притчи нуждались в разъяснении.
Главные принципы интерпретации притч:
? найти соответствующие друг другу элементы сравнения: иллюстрируемый элемент (Царствие Небесное) – иллюстрирующий элемент (горчичное зерно; сокровище, сокрытое в земле);
? обратить особое внимание на все смысловые аспекты иллюстрирующего элемента (поле, которое засеивали, само действие сеяния зерна, вид дорог в Палестине, жизнь птиц…);
? найти плоскости сравнения, то есть нравственную истину или главный смысл того, что должно быть передано с помощью притчи (например: великая сила хлебной закваски, малые размеры горчичного зерна и его величина, когда оно станет зрелым растением…).

2. Цель учения при помощи притч
Слушатели катехизаций Иисуса просили Его, говоря: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле» (Мф 13, 36; ср. 15, 16). После того как Иисус рассказал притчу о сеятеле, «ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» (Лк 8, 9). И тогда Иисус, идя навстречу малости человеческого ума, изъяснял притчи. Однажды Он сказал: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин 6, 25).
И наконец, Иисус сформулировал общий принцип учения притчами: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк 8, 10).
Текст этот становится более понятным, если принять во внимание другой евангельский эпизод: «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (…) И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули (…)» (Мф 13, 11. 14-15).
Таким образом, нам становится понятно: Иисус сознавал, что не все откроются Его проповеди. Так, грубые сердцем и с закрытыми ушами и глазами не были в состоянии принять Его учение, ибо просто-напросто не хотели.

Какое значение это имеет для нас сегодня?
Красочные рассказы на занятиях по катехизации, экскурсии в храм или на кладбище, к крестам у дорог, рисование или пение – это продолжение Иисусова учения притчами. Однако, оставив детей с включенным магнитофоном или пропев и прошутив целое занятие, мы отнюдь не учим притчами. Ребенок не должен расти в убеждении, что голубь – это Дух Святой, а сатана – это наполовину человек, наполовину – дикий зверь с рогами, хвостом и вилами; и что осужденные сидят по шею в кипящей смоле. Примеры, образы, взятые из окружающего нас мира, рассказы должны служить лишь тому, чтобы помочь лучше запомнить и понять тем или иным способом интерпретированную истину.

«Он учил их, как власть имеющий» (Мф 7, 29)

В следующей главе своей книги епископ Романюк представляет отличие учения Иисуса от учения фарисеев и книжников. Одним из элементов отличия был авторитетно-законодательский характер учения Иисуса. В Евангелии от Матфея мы находим тому свидетельство: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7, 28-29).
Евангелист Лука так определяет чувства, испытанные народом, слушающим Иисуса: «И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Лк 4, 32).

1. Иисус совершал чудеса и приказывал во имя Отца
Учение Иисуса очень часто сопровождалось чудесами, подтверждавшими провозглашенные Иисусом истины. В синагоге в Капернауме, после того как Иисус исцелил одержимого, люди говорили: «Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (Лк 4, 36).
Ученики, народ, а также фарисеи и книжники находились под впечатлением от совершенных Иисусом чудес, от той власти, которую имел Иисус, когда усмирил бурю на море, когда ходил по воде, исцелял и даже воскрешал мертвых.
Характер такой авторитетной катехизации присущ также апостольскому инструктажу, преподанному Иисусом Своим ученикам. Он говорил им:
«Не входите (…) идите (…) провозглашайте (…) исцеляйте (…) наведывайтесь (…) приветствуйте (…) т.п.» (Мф 10, 5-13).
Нетрудно представить себе, что наказы эти могли вызвать чувство протеста у учеников, возможно, имеющих собственное представление о том, как следует проповедовать Евангелие. Однако Иисус ничего не объясняет, не цитирует Писание. Он лишь повелевает, как Тот, Кто опирается на Свой авторитет, как Тот, Кто имеет власть.
Когда Иисус пришел к Иоанну, чтобы принять крещение, Он ответил на его возражения: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3, 15).
Ученики также с покорностью слушали повеления Учителя. Так случилось, когда Иисус приказал Петру забросить сеть после неудачной ночной ловли рыбы. И хотя Петр являлся профессиональным рыбаком, он сказал Иисусу:
«Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк 5, 5).
Почему Иисус подчеркивает Свою власть, чему это должно служить? Характерной чертой катехизации Иисуса было то, что все содержащиеся в ней истины исходили непосредственно от Бога Отца и поэтому приобретали божественный, то есть абсолютный, авторитетный характер.
Со всей силой Иисус заявляет: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Ин 7, 16); «Я … ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин 8, 28). «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк 10, 22).

Об этом происхождении содержания катехизации должны помнить и учащие, и учащиеся. Иисус говорит: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин 7, 18).
Ни один из еврейских ученых не претендовал на то, чтобы то, что он говорил, воспринималось как слово Божие. Они полагались на авторитет какого-либо раввина или Моисея.
Фарисеи узнают у Самого Иисуса, что «здесь Тот, Кто больше храма» и что «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12, 6. 8). Эти слова также подчеркивают авторитетность Его учения.

2. Не только учитель, но и законодатель

Иисус как Учитель не ограничивался только тем, чтобы объяснять Писание. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5, 17).
Это утверждение Иисус реализовывает в Нагорной проповеди. Там Он семь раз повторяет формулировку «А Я говорю вам»: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам» (Мф 5,21); «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам» (Мф 5, 27).

«Общее катехитическое руководство» так представляет авторитетный характер учения Иисуса: «Иисус Христос есть «Учитель, являющий людям Бога и человеку – человека; Учитель хранящий, освящающий, вдохновляющий, исправляющий, судящий и прощающий, постоянно сопровождающий нас на путях истории» (ОКР 137).
* * *
Каким образом мы – катехизаторы – можем передавать учение как те, что имеют власть?
Наверное, не тогда, когда наказываем, когда говорим громким голосом, когда постоянно принуждаем записывать что-то в тетрадях, когда их проверяем, когда неожиданно проводим контрольные работы и таким образом создаем вид неустанной борьбы. Катехизатор не должен допустить того, чтобы ученики стали повторять: не будем переживать по этому поводу, он должен так говорить, а наше чувство собственного достоинства проявляется в том, что мы должны противостоять тому, что он говорит.
«Власть имущим» катехизатор становится тогда, когда он перестает быть объективным докладчиком и становится исповедником того, чему он учит. Кроме того, все научающие от имени Церкви имеют такую власть в прямом юридическом смысле. Это власть называется канонической миссией.

Источник: http://katechein.ru/rus/education/katehetika/

Категория: Разное | Добавил: Alekca (17.02.2011) | Автор: Иеремия Станьска CSFN
Просмотров: 1361 | Рейтинг: 5.0/1
 
     
Шаблоны для сайтов на Ucoz
Дорогие друзья! Вы можете воспользоваться приведённой ниже формой и осуществить пожертвование на развитие нашего ресурса.


Да благословит вас Господь!

Сайт "Credo in Deum" © 2010 - 2024

Бесплатный хостинг uCoz