Главная » Статьи » Статьи » Разное |
ЧТО КАЖДЫЙ КАТОЛИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ (часть 1-я)
ЧТО КАЖДЫЙ КАТОЛИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ Божественные Истины - - Свет нашей жизни 1. Наша вера. Вера - это первое, чего Бог требует от нас. "Кто будет веровать,... спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". - сказал Христос. Мк. 16,16. Бог требовал веры от избранного народа и жаловался, что "они дерзко искушали Меня, испытывали Меня, хотя видели дела Мои. Этот народ заблуждался сердцем и не познал путей Моих и потому я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой". Пс. 94,9-10.11. Вера - это основное требование, а за неверие - самая большая кара - вечное отвержение. Воскресший Христос упрекал апостолов за их неверие, но не жаловался на остальные их прегрешения и недостатки. И от нас Бог прежде всего требует веры, как первейшего условия нашего спасения. Без веры спастись невозможно. Почему? Чтобы достичь вечной жизни с Богом, мы должны исполнить Его волю. А что надо делать, чтобы исполнить волю Божью? Кратко и для всех понятно указывает нам это Католическая Церковь в Катехизисе. Надо: Верить в Бога. Исполнять заповеди. Принимать Таинства. Молиться. В этих указаниях заключена вся воля Божия, которую мы должны исполнить, чтобы достичь вечной жизни с Ним. Это сказано кратко и для всех понятно. Вера в Бога - основа всего. Без нее другие указания - выполнение заповедей, таинства и молитва - не имеют основы. Живая вера - это первейшая наша забота. Что такое вера? Некоторые люди говорят так: "Если бы я увидел Бога, то поверил бы". Это противоречит здравому смыслу: когда видишь - верить уже не надо. Бога мы все после этой жизни увидим, но для некоторых будет уже слишком поздно... В этой жизни Бог требует от нас веры, а не видения. Знать - это значит принять как истину то, что увидел (практическое знание) или исследовал (научное знание). Верить - это значит принять как истину то, что Бог нам объявил и чему Он учит нас посредством своей Церкви. Основание для нашей веры - авторитетное свидетельство правдоречивого и безошибочного Бога. Это подобно тому, как мы верим человеку: если, в течение какого-то времени наблюдая за его поведением, поступками, словами и делами, ты видишь, что он никогда не врет, никому не делает зла, то тогда говоришь: этому человеку можно верить, он достоин доверия. Если мы так верим человеку, который изменчив и может ошибаться, то Богу можно доверять без всякого сомнения, потому что все, что Он сказал, исполнилось. Он никогда не ошибается и не может никого ввести в заблуждение. Наша вера в Бога не должна быть слепой, а на основе убеждений. А убедиться в этом может каждый, любящий правду. -------------------------------------------------------------------------------- II. Как мы узнаем о Боге? Почему мы верим в существование Бога? О том, что Бог есть, нам говорят: Материальный мир. Его дивное целесообразное устройство. Наш разум; законы мышления. Совесть. История: свидетельства историков, Откровение Божье. 1. Материальный мир. Раз существует видимый материальный мир, значит существует и его Создатель, который своей волей извлек мир из небытия. Если бы не было Бога, т.е. разумной первопричины всего сущего, то не было бы и видимого мира. Основанием для такого заключения является и общепринятая истина (аксиома): всякая вещь должна иметь своего создателя. В книге Мудрости мы читаем, что безумны те люди, которые видя сотворенные вещи, не находят их Создателя. см. Прем. 13. А св. Павел говорит: "... невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы". Рим. 1,20. 2. Дивное целесообразное устройство мира. Во Вселенной, во всем, что наполняет землю, в каждом живом существе - повсюду мы видим дивный целесообразный порядок. Весь этот необъятный, прекрасный и закономерно развивающийся мир не мог возникнуть и упорядочиться сам собой; должна быть разумная причина этого, должно быть какое-то бесконечно размуное, совершенное, могущественное Существо, причина всех причин, которое все это устроило, т.е. должен быть Бог. 3. Наш разум, законы мышления. Наш разум отдает себе отчет в том, что им управляют законы мышления - принцип причинности, непротиворечия, математические аксиомы и т.п., - которые отличаются от законов физических, управляющих материальным миром. Чтобы не впасть в заблуждение, мы должны подчиняться этим законам, мы зависим от них. Следовательно, должно быть какое-то высшее Существо, начертавшее эти законы в нашем разуме. Из опыта мы видим фактическое соответствие между нашим мышлением и внешним миром, существующим независимо от нас. Это соответствие -- чудо из чудес -- не плод человеческого ума, а реальность. Значит, существует Всевышний Разум, который дал человеку способность познавать, а мир сотворил познаваемым, значит, есть Бог, основа всякого познания. 4. Совесть. Неоспорим факт, что у всех нас, людей, есть совесть. Этнография подтверждает наличие совести даже у самых примитивных народов. В глубине наших сердец начертаны основные принципы морали, например: не делай другому того, чего не желаешь себе, и т.п. Откуда в сердце человека появилось чувство долга, обязанности? Человек не мог сам сотворить или давать себе совесть, потому что она для него неудобна: неумолимо, независимо от нашей воли и желания она запрещает делать зло, которое нам приятно, и заставляет делать добро, которого нам не хочется. Значит, она происходит от кого-то того, кто выше нас. Даже ничего не зная о Боге, по голосу совести можно узнать: есть Кто-то, Кто меня судит. Так совесть говорит нам о том, что существует Бог, Создатель высшего нравственного закона. 5. История: а) Свидетельства историков. Все народы мира, как древнейшие, так и современные, как цивилизованные, так и варварские (дикие), единогласно всегда признавали существование Божества и свою зависимость от Него. "Можно встретить народы, у которых нет крепостей, нет законов, нет письменности, но никто никогда не видел народа, не имеющего своего Бога" (Плутарх). Такое всеобщее утверждение могло появиться только потому, что Создатель всего сущего с самого начала открыл Себя людям, а на каждом творении оставил неизгладимую печать своей мудрости и всемогущества. История: б) Откровение Божье. Откровение Божье - это самый достоверный и самый убедительный источник познания Бога; ведь это то, что Бог сам открыл людям о Себе. Откровение Божье - это не философская теория, а исторический факт. То, что Бог действительно и многократно говорил людям о Себе и исполнял все, что обещал, подтверждает история всего человечества, которую мы узнаем все лучше благодаря новейшим достижениям исторической науки. Когда мы сегодня читаем книги св. Писания, в которых записано Откровение Божье, то можем быть спокойно уверены в их подлинности, потому что она доказывается гораздо большим количеством исторических документов (рукописей), чем это требуется при научных исследованиях. Происшествия, описанные в св. Писании, например, жизнь Христа, - это несомненные исторические факты, тем более заслуживающие доверия, что свидетели, их описавшие, не колебались пролить мученическую кровь в подтверждение истинности своих слов. -------------------------------------------------------------------------------- III. Когда и как Бог говорил людям о себе? В Старом Завете (до Христа) Бог делал это через патриархов и пророков; в Новом Завете - через Сына Своего Иисуса Христа и Его апостолов. Со смертью последнего апостола закончилось сверхъестественное Откровение Божье. Все то, что Бог в течение веков открывал людям о Себе, в разное время было записано разными людьми, которые делали это по внушение Св. Духа. Часть истин, открытых Богом, была записана самими апостолами, часть сохранилась в устном Предании, т.е. Традиции, и была записана позже. Бог Святой Дух руководил святыми писателями, потому все, написанное ими о Боге, - истина. Теперь эти истины хранит, передает и объясняет установленная Христом Кат. Церковь, которой Он велел нести Его учение по всему миру. Поэтому сегодня, слушаясь Церкви, мы слушаемся самого Бога. Краткое изложение основных истин веры находится в апостольском Символе веры "Верую в Бога". -------------------------------------------------------------------------------- IV. О Боге, каков Он. Слова Откровения: "Я есмь Сущий" Исх. 3,14 и наш разум согласно говорят о том, что Бог есть Всевышнее, Всесовершенное, Предвечное, Первоначальное Бытие, единственное, которое существует само собой в силу абсолютной необходимости существования, неотъемлемой от самой Его сущности. Это такое Бытие, о котором невозможно предположить, что когда-то Его не было, которое не имело ни начала, ни причины для своего существования, но само дало бытие всему тому, что ныне существует. Если предположить, что был такой момент, когда Его не было, тогда значит, было абсолютное небытие. Но разве "ничто" может произвести что-либо? Из "ничего" может выйти только "ничего". "Ничто" не может дать начала никакому бытию. Значит, существование Бога, Первоначального Независимого Бытия, абсолютно необходимо, если только мы будем рассуждать здраво, исходя из того, что существуем сами и существует окружающий нас мир. Бог есть абсолютный Дух. Он вечен, неизменен, вездесущ, всемогущ, всезнающ, свят, справедлив, милосерден. Для человеческого разума Бог всегда остается непостижимой тайной. Он совершенно иной, чем все творения, совершенно иной, чем мы Его себе представляем. Он бесконечно выше, могущественнее, величественнее. Для верующего человека наших дней Бог есть Великолепнейшее и Могущественнейшее Существо, достойное всякого восхищения и поклонения. О Пресвятой Троице. Тайну о Пресвятой Троице открыл нам Христос: один Бог имеет три Лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Триединого Бога, т.е. одного Бога в трех Лицах мы называем Пресвятой Троицей. Для человеческого разума Божественные тайны настолько велики и высоки, что невозможно ему полностью их понять и выразить словами полноту Божественного Бытия. Часть Божественных тайн нам открывает вера и так, совершенствуя наш разум, дает ему возможность увидеть те Божественные деяния, о которых мы сами, без Откровения Божьего, никогда бы не узнали. Так и касательно тайны о Пресвятой Троице. Как это понять: один Бог и три Лица? Каждый человек есть отдельное лицо, природа которого, хотя она и похожа, однако, отличается от природы других людей. В Боге же все три Божественные Лица имеют одну и ту же самую Божественную природу. Отличие природы каждого человека проявляется в том, что каждый человек по-своему, иначе, чем остальные люди рассуждает и действует. У каждого человека свой собственный разум, своя собственная воля, свое тело и своя душа. Единство природы трех Божественных Лиц проявляется в том, что все три Божественных Лица равно имеют одинаково совершенное бытие, у них один и тот же разум, одна и та же воля, одна и та же всемогущая деятельность. Различие между тремя Божественными Лицами возникает из-за того, что каждое Лицо имеет эту Божественную природу отличным образом: Отец имеет ее Сам Собою, Сын имеет ее духовным рождением от Отца, Святой Дух имеет ее духовным происхождением от Отца и Сына. Основываясь на Откровении Божьем и на учении Кат. Церкви, мы можем приблизительным образом выразить это так: Отец - это самое Божественное Бытие, Сын - это Божественное познание, которым Отец познает Себя и в Себе все остальное, Святой Дух - это Божественная Любовь между Отцом и Сыном. Мы никогда не сумеем понять до конца этой тайны и никогда не узнали бы о ней, если бы Бог сам не открыл ее нам. Этому не надо удивляться, ведь и в природе существует множество неразгаданных тайн, которые, вероятно, так и останутся неразгаданными. Тем менее возможно познать своим разумом необъятного Бога, Духа бесконечно совершенного. Разве пламя свечки может осветить солнце?! -------------------------------------------------------------------------------- V. Что сотворил Бог? Бог одним своим Всемогуществом и Волей сотворил из ничего: Ангелов Материальный мир и людей. 1) Ангелы - это великолепнейшие могучие существа, чистые духи; потому мы не можем их видеть. Бог ангелов сотворил для того, чтобы они вместе с Ним пребывали в вечном счастье. Однако прежде ангелы должны были пройти испытание: проявить свое послушание Богу. Часть ангелов восстала против Бога, заявив: "Не хотим служить!" В наказание они были низвергнуты в ад, где превратились в злых духов. Они не жалеют о своем грехе, ненавидят Бога и людей и стараются им повредить, искушая ко злу и непослушанию Богу. Добрые ангелы за свою верность получили награду: они постоянно видят Бога и вечно счастливы. Они любят Бога, прославляют Его, с радостью исполняют Его повеления, а нас охраняют от зла и побуждают к добру. 2) Материальный мир. В св. Писании сказано, что это Бог создал видимый материальный мир, который потом должен был постепенно развиваться в течение миллионов лет. Однако, в св. Писании ничего не сказано о том, как этот мир развивался. Этим вопросом занимаются различные естественные науки, изучающие природу. Для создания мира Бог не нуждался ни в материалах, ни в чьей-либо помощи. Он сотворил его одной только своей всемогущей волей из ничего. Достижения и открытия современной науки нисколько не вредят вере во Всемогущего Бога - Творца, наоборот, они только больше открывают нам еще не известные до сего времени глубины великолепия Бога. Для того, кто умеет смотреть и видеть, для того мир, сотворенный Богом, - это зеркало, отражающее его Создателя. 3) Человек - венец всех творений, его Бог сотворил в самом конце. Из праха земли он создал тело человека и вдохнул в него душу, сотворив ее особо, специальным актом творения. Бог создал человека по своему образу и подобию, со свободной волей, разумом и бессмертной душой, и одарил его многими необыкновенными дарами. Человека Бог создал из любви, чтобы поделиться с ним своим Божественным счастьем. -------------------------------------------------------------------------------- VI. Что такое человек? Человек - это творение Божье, имеющее материальное тело и духовную душу. На духовную сущность души указывает ее способность к разумной и свободной деятельности (разум и воля - свойства души, а не тела). Тело человека умирает, душа остается бессмертной, ибо такой сотворил ее Бог. Это благодаря душе человек способен познавать, различать истину и ложь, выбирать добро или зло. 1. Для чего мы живем на земле? Бог сотворил человека для счастья и притом, счастья вечного. Жизнь на земле ставит перед нами много различных преходящих целей: обеспечить себя пищей, одеждой, кровом, получить образование, воспитать детей, вместе с другими людьми восстанавливать на земле справедливость и строить жизнь, основанную на любви. Вера же предостерегать нас, что все эти земные преходящие цели не должны заслонять основной цели жизни человека на земле: познать Бога, Его любить, исполнять Его волю для того, чтобы после смерти быть с ним вечно счастливым на небе. 2. Как люди отклонились от цели своего существования? Первые сотворенные Богом люди жили в благодатном состоянии, которые мы называем райским блаженством. Богом им было обещано бессмертие, благополучие в земной жизни и вечное небесное счастье при условии, что они выдержат испытание и будут послушны Богу. Однако Адам и Ева провинились перед Господом: соблазненные злым духом, они нарушили запрет Бога и тем самым отвернулись от Бога и склонились ко злу. Согрешив, люди сами навлекли на себя кару: терпеть на земле и умирать (а ведь Бог, создавая людей, не хотел их смерти), они лишились райского блаженства и права на вечное небесное счастье. Это наказание распространяется на всех людей, их потомков. Грех Адама и Ева называется первородным грехом. Все мы испытываем на себе его последствия: наш разум и воля ослабли, нас тянет ко злу. Первородный грех смывается таинством Крещения, которое возвращает нам право называться детьми Божьими. 3. Как Бог сжалился над людьми? Бог ведь не только справедлив, но и милосерден. Поэтому Он пожалел согрешившего человека и решил спасти его. Для этого Сын Божий стал человеком. Он своей жизнью и страданьями искупил перед Богом вину человека и вернул человеку право на небо. Сын Божий, ставший человеком, называется Иисус Христос. Христос жил на земле приблизительно две тысячи лет тому назад. От его рождения отсчитывают годы нашей эры. Христос родился в Вифлееме, одном из небольших городов Палестины, жил в Назарете, умер мученической смертью на кресте в столице этой страны - Иерусалиме. Матерью Христа является Пресвятая Дева Мария, их опекун - св. Иосиф. Жизнь, деятельность и учения Христа описали его ученики в книгах св. Писания, которые называются Евангелием. -------------------------------------------------------------------------------- VII. Что совершил Христос? С тридцатилетнего возраста Христос учил по всей Палестинской земле. Он избрал себе в помощники 12 учеников-апостолов. Христос учил людей вере в одного истинного Бога и тому, как жить по этой вере. В подтверждение истинности и божественности своего учения Он творил необыкновенные дела - чудеса. Люди начали понимать, что Он и есть тот Спаситель мира, которого Бог через пророков обещал прислать для спасения рода человеческого. Христос не скрывал, что Он есть Сын Божий. Возвышенное нравственное учение Христа, святость Его личности и Его жизнь, чудеса, творимые им, - все это убедительно доказывало, что Он истинно есть Бог. Злым людям того времени учение и дела Христа не нравились, они завидовали ему и ненавидели его. Поэтому они схватили его, замучили и убили, прибив ко кресту. Христос же добровольно принял страдания и смерть, пожертвовав себя за грехи людей всего мира всех времен. Поэтому он является Искупителем мира. В третий день после смерти Христос своею собственной Божественной силой воскрес из мертвых. Воскресшего Христа видели многократно и апостолы и многие другие люди. В сороковой день после своего воскресенья Христос вознесся на небо на глазах многих своих учеников. На десятый день после этого Он от себя и от Бога Отца прислал апостолам обещанного Утешителя - Святого Духа. Мы, верующие, теперь получаем Святого Духа в таинстве Миропомазания. -------------------------------------------------------------------------------- VIII. Как искупление Христа достигает нас? Христос основал общество верующих, т.е. свою Церковь, невидимым главой которой является Он сам. Видимым главою Церкви Христос назначил апостола Петра. Преемниками св. Петра на этом посту являются избираемые епископы, которых мы называем папами. Преемниками других апостолов являются поместные (епархиальные) епископы, а помощниками епископов являются священники. Христос дал своей Церкви тройственную власть: учительскую: "идите, научите все народы"; священническую: от имени Христа совершать Жертву, т.е. св. Мессу, и уделять верующим посредством таинств благодать Божью; и пастырскую: управлять верующими. Исполняя повеление Христа, Церковь распространяет и объясняет учение Христа и руководит нравственной жизнью верующих. Так, благодаря Церкви искупление Христа достигает нас. -------------------------------------------------------------------------------- IX. Кто принадлежит Церкви Христовой? Каждый окрещенный, исповедующий учение Христа и придерживающийся в жизни этого учения, является членом Христовой Церкви. Церковь Христа охватывает не только людей, живущих на земле (Церковь странствующая), но и души умерших, находящиеся в чистилище (Церковь страдающая), и святых на небе (Церковь торжествующая). Через Церковь мы получаем Божественную помощь, необходимую нам для того, чтобы жить высоконравственно и достичь вечного счастья. Эта помощь называет благодатью Божьей. Ее мы получаем посредством св. Мессы, св. Таинств и посредством молитвы. Людей некрещеных, имеющих добрую волю и живущих по совести, Бог тоже включает в свою Церковь, однако, их путь к вечному счастью труднее, т.е. они не могут пользоваться св. Таинствами. -------------------------------------------------------------------------------- X. Зачем страдать? Действительно, почему мое тело, моя душа, вместо того, чтобы спокойно наслаждаться небольшим периодом времени, предоставленным мне для жизни на земле, становятся бессильными свидетелями того, как страдания посещают мою жизнь и жизнь моих близких, или даже утверждаются в них на время? Я думаю о всех телесных страданиях, перенесенных мною с детских лет. Потом, забывая о своих страданиях, я думаю о страданиях других людей: мое воображение проникает в тысячи клиник, госпиталей к страдальческому одру больных и внимает голосу страждущих, госпиталей к страдальческому одру больных и внимает голосу страждущих. Я присутствую при агонии тысяч умирающих, ожидающих с минуты на минуту наступления смерти. Я думаю о моральных страданиях... Нет на земле места, пощаженного страданиями; Нигде нет абсолютного счастья... Почему же существует страдание, если все от него отшатываются? Если в груди у меня бьется подлинно человеческое сердце и если мой ум отзывчив на запросы других людей, то я не могу забыть о том, что эти же проблемы ставятся в жизни окружающих меня, и не могу оставаться равнодушным к их страданиям и исканиям. Но к кому обратиться? Если я буду останавливать прохожих на улице, спрашивая их, размышляли ли они о цели жизни и для чего в жизни страдания, нашли ли они ответ и какой, то многие примут меня за надоедливого субъекта или за психопата и пройдут мимо, пожимая плечами. Но если я спрошу их, в каком направлении находится вокзал или почта, они охотно укажут дорогу. Они готовы дать мне второстепенные указания, но когда речь идет о главном вопросе жизни, они остаются с открытым ртом и, что еще хуже, равнодушными. Однако надо жить. Поэтому каждый человек должен избрать правильный подход к проблеме жизни; но кто поможет? Люди не думают, они остаются равнодушными; науке это не по силам, в лаборатории этого не разрешишь... Но не будем удивляться, если искомое решение представляет некоторую сложность: жизнь сама по себе сложна и многогранна. Поэтому надо с самого начала отнестись с недоверием к слишком упрощенному решению вопроса. Никто не может решить проблемы жизни, если он предварительно не решил проблемы страдания. В наши дни выдвигаются широковещательные программы обновления мира; однако необходимость уделить место страданию все они, или почти все, обходят молчанием. И получается, что эти теории могут удовлетворить некоторых идеалистов, или даже толпу, но только на некоторое время; рано или поздно все они будут оставлены, потому что они не соответствуют действительной жизни. Что может сказать, например, молодой рабочий, страдающий от рака, когда ему говорят о будущем перераспределении всех земных благ и о "последнем и решительном бое"? На вопрос о том, какую роль он, больной, может играть в возникновении нового мира, нет ответа; его собеседнику придется признать, что для тех, кто страдает, никакой задачи не предусмотрено. А это равносильно признанию несостоятельности всей теории: эта теория просто обходит молчанием один из существеннейших элементов человеческой жизни. Из всех учений, существующих в мире, только одно смотрит на страдание открытыми глазами, только одно объясняет страдание и, что еще важнее, придает ему ценность. Это - учение Христа, страдающего на кресте из любви к человечеству. Страшны не столько сами страдания, сколько их бессмысленность. Христос, Его крест и воскресение сообщили страданиям смысл и тем самым вырвали у дьявола самое ядовитое из его орудий мучения рода человеческого - отчаяние. "Страдание есть тайна. Весь вопрос в том, тайна ли это жизни или смерти", - сказал Э. Берер. И только христианство отвечает: это тайна жизни. Только оно принимает как особо ценных сотрудников больных, расслабленных, все бесчисленное множество тех, кто страдает физически или морально. "Дивным достижением католического учения является это превращение ценностей, которое среди радостей божественного замысла уделяет место даже страданию". П. Дюпуей. Христианство говорит: страдание не только имеет смысл, оно необходимо. Почему должен был страдать Христос? Разве Бог не имел возможности искупить мир иным путем, без его страданий и смерти? Нет! Всемогущий, Всемудрый Бог не нашел иного решения. Ведь Бог - это Правда и Справедливость, а грех человека, удовольствие за счет нарушения справедливости Божьей, - это долг перед Богом, который должен быть погашен, уплачен. Чтобы выровнять нарушенное грехом равновесие, баланс, надо за удовольствие платить страданием. И это сделал за всех нас Христос, когда умер за нас на кресте. Мы же, страдая с терпением, прикладываем свою руку к делу искупления мира. Именно в этом и кроется глубокий смысл всех страданий. Мы приходим к убедительному заключению: католическое решение проблемы страданий победоносно выдерживает испытание. Из всего сказанного сделаем краткие выводы: 1. Создавая мир, Бог не хотел, чтобы люди страдали и умирали. Страдания и смерть пришли в мир из-за греха. 2. И теперь происходит то же самое: человек, совершая зло, по свободной воле подвергает себя и других страданиям и даже смерти. 3. Обвинять Бога в допущении войн, несчастий и страданий - это значит не понимать самой сути дела и показать свое невежество - игнорирование этого вопроса. 4. Терпеливо перенося страдания, выпадающие на нашу долю, мы тем самым соединяемся с Христом, Его искупительным деянием: воздаем справедливости Божьей за грехи свои и других и выслуживаем новые благодеяния Божьи. -------------------------------------------------------------------------------- XI. Что нас ожидает после смерти? Пока мы живем на земле, наша душа тесно соединена с телом и управляет им. При смерти душа отделяется от тела и предстает перед судом Божьим. Справедливый Бог своим решением навеки утверждает то, что человек сам выбрал себе в земной жизни: кто любил истину, делал добрые дела и умер в полном примирении с Богом, тому Бог дарит вечное счастье, т.е. небо; кто жил неправедно и, тяжко согрешив, умер без покаяния, тому достается вечное наказание, т.е. ад. Души тех людей, которые умерли, имея только повседневные (не смертные грехи, или не совершив полного покаяния за отпущенные тяжелые грехи, должны сперва очиститься в чистилище, и только после этого они попадут на небо. Все святые в небе заступаются за нас перед Богом, а мы жертвуем свои молитвы и добрые дела за души, страдающие в чистилище. Эта взаимная помощь называется Общением Святых. -------------------------------------------------------------------------------- XII. Каков будет конец человечества? В конце мира Христос еще раз придет на землю. Господь своим всемогуществом воскресит тела всех умерших людей, и они соединятся со своими душами. Тогда настает всеобщий страшный Суд, на котором всему миру явится слава Христа, справедливость Божья, и станут явными все наши заслуги и преступления. После Суда больше не будет смерти: добрые будут вечно счастливы с Богом, а злые будут преданы на вечные страдания, т.к. они навеки утратили право видеть Бога и возможность любить Его. -------------------------------------------------------------------------------- XIII. О религии. Религия - это то, что соединяет человека с Богом, его Создателем. Только она дает ответ на самые жгучие вопросы: для чего мы живем на земле? Каков смысл нашей жизни? Что нас ожидает в будущем? Почему на свете есть зло и страдание? Есть два источника религии: естественный, т.е. человеческий разум; и сверхъестественный, т.е. Откровение Божье. Некоторые теории пытаются доказать, что религию придумали люди. Католическое вероучение объясняет, что с первого момента создания человека Бог открыл людям некоторые основные религиозные истины (т. наз. Первоначальное Откровение Божье), и потому не удивительно, что все народы мира всегда имели религию, как это подтверждает историческая наука. И позже, как свидетельствует история, Бог неоднократно открывал людям о себе: около 4000 лет тому назад Бог выбрал Авраама и его потомков сделал своим избранным народом, которому открывал себя через Моисея и пророков. Потом Бог прислал людям своего Сына И. Христа, в личности и деятельности которого полностью завершено Откровение Божье. Все существующие религии, в зависимости от их отношения к Откровению, делятся на две группы: Естественные религии. Сверхъестественные религии. Естественные религии - это те религии, которые создал ищущий Бога и общения с ним человеческий разум, объясняя Бога и веру по-своему, не считаясь с Откровением Божьим или искажая Его. Таковы все языческая религии и религии, созданные разными мыслителями: индийскими, китайскими, персидскими, японскими и др. Все эти религии - это попытки познать Бога и установить с Ним контакт только силами ограниченного человеческого разума. Сверхъестественные религии - это те религии, которые, не отвергая возможности частично познать Бога силами человеческого разума, исходят из Откровения Божьего, т.е. из того, что Бог сам открыл людям о Себе и о том, как мы должны с Ним обращаться. Таковы религии: избранного народа - израильтян и все христианские религии: католическая, православная, протестантская и другие, признающие Христа. Того, что Бог сам открыл о себе, никакой, даже самый гениальный человеческий ум познать не в состоянии. Поэтому для каждого здравомыслящего человека все естественные религии отпадают сами собой - какой смысл отдать предпочтение тому, что создано ограниченным и субъективным человеческим разумом (даже когда такая религиозная система построена очень красиво и привлекательно), если есть Откровение Божье - истинный и самый верный источник познания Бога? Бог хочет всех нас сделать счастливыми. Для этого Христос установил свою Католическую Церковь, которая сегодня насчитывает 20 веков своего существования. Она ведет нас по верному пути к вечному счастью. Католическая, т.е. всеобщая Церковь основана самим Богом и И. Христом, который пришел на землю, чтобы "искать и спасти погибшее" Лк. 19,10. Христос есть невидимый глава своей Церкви. Видимым главою Кат. Церкви Христос поставил апостола Петра. Теперь Кат. Церковью управляют папы - преемники св. Петра. Кат. Церковь божественного происхождения. Христос продолжает жить в ней, и Его Кат. Церковь будет существовать до конца мира, когда число избранных, которых Бог желает иметь в вечности, будет полное. Христос только один. Он основал только одну Церковь. Как истина может быть только одна, так и истинная Божественная Церковь может быть тоже только одна. Ясно, что Христос не мог создать несколько разных церквей, которые проповедовали бы противоречивые истины о Боге, о вечности, о пути спасения. Сегодня на земле мы видим, кроме Католической Церкви, много разных обществ, носящих имя Церкви: православная, лютеранская, англиканская и проч. Каждый верующий должен иметь хотя бы элементарное представление о возникновении этих различных церквей и верований, отпавших от единой Церкви, созданной Христом. Это укрепит нашу веру в то, что только Католическая Церковь - истинная, потому что только она одна основана Богом и имеет признаки истинной Церкви: она единая, святая, всеобщая, апостольская. У отколовшихся церквей этих признаков нет, и притом каждая из них имеет своим основателем не Бога Христа, а человека, и никаким фактом не может доказать божественности своего происхождения. Вот краткая характеристика церквей, отколовшихся от Католической Церкви: Православная церковь (Восточная схизма). Раскол начал константинопольский патриарх Фотий в 846 г. Окончательно отделил Восточную Византийскую церковь от Католической константинопольский патриарх Михаил Керулларий, когда 16.VII.1054 г. сжег в церкви св. Софии буллу (письмо) папы Римского. История раскола. Византийский император Михаил сослал законного константинопольского патриарха Игнатия за то, что тот упрекал императорский двор в разврате и несправедливости, а на его место назначил патриархом своего чиновника Фотия, светского человека, очень гордого и лицемерного. По приказу императора Фотий принял священство и был посвящен в епископы без разрешения и согласия папы. Папа, узнав об этом, отлучил Фотия от Церкви. Тогда Фотий созвал на синод епископов, своих сторонников, и, выставив несущественные обвинения, "отлучил" от церкви папу. Папа, узнав об этих и других незаконных действиях Фотия, отлучил его вторично. Византийские императоры продолжали стремиться к полной независимости от Рима в церковных делах. Патриарх Михаил Керулларий поддерживал это стремление, т.к. и сам хотел быть независимым от папы. В 1054 г. он сжег папскую буллу и так завершил раскол. Протестантизм создал Мартин Лютер (1483 - 1546). Он и его сторонники протестовали против Кат. Церкви, отсюда и название "протестантизм". 1517 г. - Лютер составил и опубликовал 95 тезисов своего учения, в которых под предлогом реформы искажал учение Католической Церкви. 1520 г. - публично сжег папскую буллу, в которой осуждался 41 пункт его учения как еретический. Этим фактом Лютер со своими сторонниками формально отделился от Кат. Церкви. 1530 г. - составлено и опубликовано "Аугсбургское исповедание веры" - официальное название еритического учения Лютера. Протестантизм распадается на множество различных церквей и учений. Главные из них следующие: Анабаптисты - 1522 г. Лютеранство - 1530 г. Англиканство - 1534 г. Кальвинизм - 1534 г. Меннониты - 1559 г. Пресвитериане - 16 в. Баптисты - 1633 г. Методисты - 1729 г. Адвентисты - 1844 г. Пятидесятники - 20 век. Евангельские христиане-баптисты - 1944 г. Основной источник такого раздробления - произвольное и субъективное толкование св. Писания. 1) Анабаптисты, т.е. перекрещенцы - это секта в протестантизме. Основали ее в 1522 г. Николай Старх и Фома Мюнцер. Они уничтожили иконы и ввели крещение для взрослых. Для своих последователей требовали повторного крещения. Верили в близкое повторное пришествие Христа, отрицали учение Лютера о предопределении и греховности людей. С течением времени изменили свое учение и распались на ряд сект. 2) Лютеранство - это одно из главных направлений в протестантизме. Создатель его Мартин Лютер. Начало лютеранства - 1517 г., когда Лютер обнародовал 95 тезисов против Католической Церкви. В 1530 г. было провозглашено "Аугсбургское исповедание веры" - основа лютеранского вероучения. Богослужение упрощено до крайности, самая главная его часть - проповедь. 3) Англиканская церковь. Создал ее король Генрих VIII (1491 - 1547). Сначала он был примерным католиком. Потом, после 18 лет супружеской жизни он захотел развестись со своей супругой Екатериной Арагонской и жениться на придворной даме Анне Болейн, требовал разрешения на это у папы. Папа не разрешил. Тогда Генрих отказался признавать авторитет папы и создал свою отдельную англиканскую церковь. В 1534 г. он приказал духовенству и парламенту огласить его "верховным правителем" этой церкви (сам себя сделал главою церкви). После этого началось жестокое преследование католиков. Англиканская церковь вначале сохраняла вероучение Кат. Церкви, но вскоре к схизме, под влияние кальвинизма, добавилась ересь. Окончательно вероучение англиканской церкви было оформлено в 1563 г., когда по приказу королевы Елизаветы было провозглашено 39 статей "Англиканского вероучения", которое стало государственной религией. Особенности этого вероучения: единственным источником веры признает Св. Писание. Отрицает верховную власть папы. Отрицает Обедню. Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, отпущение грехов, чистилище, целибат священников, культ святых, почитание икон. Признает только 2 таинства: Крещение и Евхаристию по-кальвинистски. Сохраняет внутреннюю церковную иерархию духовенства, подобно как в Кат. Церкви, сохраняет католическое облачение и некоторые практики набожности. Управляет церковью главный совет, который полномочия получает от короля. Из-за того, что там сохранился титул "епископ", англиканскую церковь еще называют "епископальной". 4) Кальвинизм - одна из разновидностей протестантизма. Основатель его Ж. Кальвин (1509 - 1564). В 1534 г. он официально порвал с Кат. Церковью, бежал из Франции в Женеву, которая стала центром его деятельности. Учение Кальвина и созданная им церковь, в отличие от лютеранской Аугсбургской, называются реформатскими. Главное в учении Кальвина - догмат об абсолютном предопределении, т.е. человек еще до своего рождения предопределен "спастись" или "погибнуть". Главным источником веры считается св. Писание. Кальвин устранил из церкви алтари, иконы, кресты, свечи. Пасторы не имеют облачения. Богослужение состоит из чтения Библии и пения псалмов. Руководят общинами проповедники, которых выбирают верующие. 5) Меннониты - это реформированные анабаптисты. Реорганизовал их в духе кальвинизма в 1 | |
Просмотров: 1357 | |