Главная » Статьи » Статьи » Разное |
Aspersorium (кропильница)
Cосуд благодати Всякий раз, когда входим в храм и выходим из него, мы опускаем пальцы в кропильницу с освящённой водой и совершаем крестное знамение. О чём нам припоминает этот жест? Каково его содержание? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории кропильницы. Кропильница – это сосуд для освящённой воды, находящийся в притворе храма. Кропильницами уже давным-давно в латинской церкви называли сосуды с водой, освящённой для обряда окропления верных (aspersio) во время Литургии, а также для освящения предметов. Этим же словом обозначается маленький сосуд у входа в храм, а также у входа в дом, где живут христиане. Прообраз кропильницы мы можем обнаружить в Ветхом Завете: медная купель перед входом в Храм служила для ритуальных омовений (лат. ablutio). В первые века христианства верные перед тем, как войти в базилику, омывали головы, руки и ноги. Со временем это жест был сведён к символическому омовению пальцев и сотворению крестного знамения. Начиная с Х века, в латинской Церкви маленькие кропильницы умещались в притворах храмов и при входе для духовенства со стороны ризницы. С XIV века кропильницы в притворах напоминали крещальную купель, однако, в отличие от неё, не имели прикрытия. Это связано с тем, что когда в церкви появлялась новая крещальная купель, старую не выбрасывали, а устанавливали в притворе как кропильницу. В новое время самыми распространёнными в католических храмах стали мраморные настенные кропильницы в форме овала, полукруга либо морской раковины. Окуная пальцы в освящённую воду и творя знак креста, мы вспоминаем своё Крещение: великую благодать, полученную в Таинстве и обязательства, которые мы тогда на себя приняли. Крещение ввело нас в общину Церкви, Крещение открыло нам путь к другим её Таинствам. Крещение стоит у начала христианской жизни. Крещение омывает, очищает и исцеляет нас. Поэтому жест, о котором мы говорим, имеет глубокое значение. Он напоминает нам, Кому мы принадлежим. Напоминает о нашем «погружении» в смерть Христову и о призвании к новой жизни. О рождении в нас «нового человека». Освящённая вода по своей природе служит орудием совершения экзорцизма (греч. exorkizein – заклинать), она освобождает нас от злого духа, защищает от его козней, помогает бороться с искусителем. Она омывает нас от греха, очищает. Преступая порог храма, мы хотим оставить всё временное, настраиваясь на иное переживание времени, пространства, жизни. Мы входим в иное измерение – из повседневного в вечность, из шума мира в священную молитвенную тишину. Каждый раз, когда мы окунаем пальцы в освящённую воду и творим крестное знамение, вся вселенская Церковь вместе с нами молится о нашей святости. Очень важно, чтобы этот жест не был для нас непонятным магическим знаком. Совершая его с верой, мы вспоминаем о том, что мы в святом Крещении принадлежим Христу и являемся членами Его Церкви. Священник о. Збигнев Бартошевски SDB | |
Просмотров: 1973 | |