Главная » Статьи » Праздники » Рождество |
Вифлеем. Пещера Рождества.
Современный Вифлеем – это скорее предместье Иерусалима. Что такое по нашим меркам 9 километров?!
Правда, расположен он на «территориях», т.е. в Палестинской Автономии, что заставляет задуматься об относительности таких понятий как «близко» - «далеко». Впрочем, разговор не об этом. Вифлеем никогда не был крупным поселением. Хотя известен он с давних времен. Археологи нашли здесь следы поселений эпохи ранней бронзы. Первый раз в письменных источниках он упоминается в 1350 году до н.э. в письме египетского наместника в Палестине фараону Аменхотепу III. Название его звучит как Бейт Лахаму. Что приоткрывает нам некоторую завесу тайны над наименованием города. Дело в том, что на иврите оно звучит как Бейт Лехем, т.е. Дом Хлеба. На арабском - Бет Лахм или Бей-аль-Лах, т.е. Дом Мяса. Но древнее египетское название дает нам все основания предполагать, что назван он в честь ханаанской богини Лахамы, покровительнице плодородия. Многообразие наименований этого поселения, а надо добавить, что эту местность называли Ефрата (плодоносная), говорит о неком интуитивном предчувствии того, что здесь родится на свет Христос. Обратите внимание, что Иисус сам называет себя «Хлебом Жизни». Слово «плоть» из Евангелия от Иоанна («Слово стало плотью»), по-латински звучит как carne, т.е «мясо». Более того, латинское слово manger (ясли) происходит от глагола manducare – есть, питаться. Христос, питает нас своим Пресвятым Телом, под видом хлеба в Евхаристии, так что названия «плодоностный» и намек на плодородие в древних названиях Вифлеема видимо носят некий пророческий оттенок. Вифлеем почитаем с древних времен. Здесь находится могила Рахили, жены патриарха Иакова (Израиля), умершей при родах младшего сына Вениамина. На полях Вифлеема Руфь собирала колоски пшеницы и встретила Воаза, за которого вышла замуж. Внуком их был рыжий мальчуган, родившийся здесь же и вошедший в историю как царь Давид. Именно из Вифлеема он был призван на царство пророком Самуилом. Через тысячу лет Ангел возвестил пастухам, пасшим свой скот рядом с Вифлеемом, весть о Рождении здесь Христа.
Не смотря на значимые события, на протяжении веков Вифлеем оставался маленькой деревушкой. Разве что во времена царя Ирода, который затеял многочисленные строительные проекты по всей Палестине, оживили малолюдную дорогу через Вифлеем и здесь появилась даже гостиница, известная нам по Евангелию от Луки. Как говорят историки, в первые века здесь была крепкая иудео-христианская община. Свидетельством тому служит то, что один из первых Римских пап Эварист (98-105гг) был выходцем из Вифлеема. Он родился в смешанной эллинизированной семье: мать гречанка, отец еврей. Именно это позволят доверять древней традиции локализации места Рождества Христова. После подавления еврейского восстания за независимость под предводительством Симона Бар Кохбы (132-135гг) в Вифлееме был поставлен римский гарнизон, и евреям было запрещено селиться в городе. Именно в это время на месте, почитаемом христианами, был возведен храм Адониса. При императоре Константине языческое святилище было разрушено и на месте Рождения Богомладенца воздвигли величественную базилику. Святыня на протяжении веков неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Однако, не смотря на бурную историю, можно сказать, что это один из лучше всего сохранившихся действующих христианских храмов Святой Земли. Впрочем, нас сегодня интересует самая главная святыня этой базилики: Пещера Рождества. Кстати, почему пещера? Евангелия не упоминают о конкретном месте Рождения, сообщая лишь, что Мария уложила Младенца в ясли (Лк 2:7), т.е. кормушку для скота.
В Вифлееме, да и многих других местах Израиля, древние дома были возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко пещера использовалась как хлев, а семья жила на втором этаже. Так что все выглядит вполне логично. Уже в середине II века Иустин Философ в своем труде «Диалог с Трифоном иудеем» пишет «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Это является самым древним письменным подтверждением устной традиции о том, что Христос родился именно в пещере. О пещере как о месте Рождества сообщает нам и апокрифическое Протоевангелие Иакова, написанное около 150 года, и Ориген, посетивший Вифлеем примерно в 238 году. Цитата из Оригена, побывавшего на месте Рождения Христа до постройки Константиновой базилики, очень важна для нас. Нередко скептики утверждают, что место Рождества неизвестно, а христиане лишь приспособили для своего культа языческий храм. Итак, вот что пишет Ориген о своей поездке в труде «Против Цельса», написанном около 247 года: «…о Его рождении самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами. В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане». Упоминание о врагах веры не случайно. В это время над пещерой и яслями возносилось языческое капище. Вот что пишет блаженный Иероним своему другу Павлину Милостивому об императора Адриане: «Новый гонитель в самом деле полагал, что осквернением наших святых мест, они смогут лишить нас нашей веры в страдание и воскресение. Даже мой собственный Вифлеем, каким он является сейчас, как наиболее почитаемое место в целом мире, о котором пел псалмопевец «Истина возникает из земли, и правда возникает с небес» (Пс 84;12), был затенен рощей Таммуза, который есть Адонис; и та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры». Итак, именно то остервенение, с которым император Адриан пытался уничтожить почитаемые первыми христианами места, помогает нам в их идентификации. Сейчас пещера, находится в центральной части базилики. К ней можно спуститься по мраморным ступеням, ведущим с двух сторон. Сама пещера являет собой место, где очень четко чувствуется единство и разделение Церкви. Буквально каждый квадратный сантиметр поделен между тремя конфессиями. Начнем со ступеней. Северные принадлежат католикам, южные - православным и армянам. Обычно паломники спускаются по южной лестнице, а поднимаются по северной. Едва спустившись в небольшую узкую пещеру (12,3 на 3,5 метра) верующие оказываются у алтаря Рождества, принадлежащего православным. Под ним расположена серебряная звезда, указывающая на место появления на свет Богомладенца. На звезде имеется латинская надпись: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над ней, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. За этими лампадами, на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены. Стоит ли говорить, что служить на этом алтаре имеют право лишь православные и армяне?
Буквально в двух шагах от места Рождества, в южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей, который находится в ведении католиков. К нему надо спуститься по двум небольшим ступеням. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 на 2 метра. Прямо у входа, расположено место Яслей, в которые был положен Христос. Оно обложено мрамором и представляет собой углубление в полу, над которым горит пять лампад. За ними у стены стоит небольшой образ «Поклонение пастухов». Обычно это место закрыто дверцами из тонкой решетки. Рядом находится алтарь, посвященный Волхвам, на котором католики служат мессы. Над алтарем расположена картина «Поклонение волхвов» кисти итальянского художника Маэлло. Кстати, сами ясли в середине VII века, через несколько лет после захвата Святой Земли мусульманами, были вывезены в Рим. Они хранятся в базилике Санта-Мария-Маджоре. Их называют Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.
Но вернемся в Вифлеем. Пол Пещеры Рождества и нижняя часть стен отделаны асбестом и мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны 12 икон, половина из них принадлежит православным грекам, половина армянам. Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, них 19 принадлежит католикам. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается в основном электричеством и, отчасти, лампадами и свечами. В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой Иероним. Как правило, эта дверь заперта, войти в них можно лишь через католическую церковь святой Екатерины, примыкающую к базилике Рождества. Есть в пещере и отверстие древнего колодца, куда по преданию упала Вифлеемская звезда. Говорят, что если долго смотреть вглубь, то можно увидеть ее отражение. Свидетельства об этом древнем предании встречается в русских записках о паломничествах в Святую Землю уже с XV века. Как уже было сказано, буквально каждый гвоздь имеет в этой пещере своих хозяев, а правила строго описывают, кто и что должен или не может делать. Например. Мыть пол в пещере имеют право (по очереди) православные и католики. Мыть звезду под алтарем Рождества только православные и армяне. Так было не всегда и подтверждением тому является латинская надпись на звезде. В 1010 году при халифе Аль-Хакиме базилика была разграблена, а часть храма была отделена и использовалась как мечеть. В период крестоносцев церковь была отстроена заново и украшена мозаиками в византийском стиле. Именно в это время пещеру облицевали мрамором и переделали входы в нее, которые на данный момент являются едва ли не единственными оставшимися примерами средневековой латинской архитектуры в храме Рождества Христова. После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина базилику пощадили, и спустя пару лет католики смогли возобновить в ней богослужения. После падения Латинского королевства (1291 г.), спустя почти 50 лет, в храме начинают служить францисканцы. Согласно многочисленным запискам паломников и турецким фирманам (приказам) XIV-XV веков Братья Меньшие обладали пещерой Рождества и содержали саму базилику. Пожертвования на ремонт святыни собирали по всей Европе. С XVвека греки начинают оспаривать право собственности францисканцев на Пещеру Рождества и базилику. Грот переходит из рук в руки, все зависит от политических настроений Османской империи. В 1670 году пещера переходит грекам, а спустя 20 лет обратно к католикам. В 1717 году францисканцы помещают на место Рождества серебряную звезду с латинской надписью «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» и датой «1717». В 1757 году греки получили от турок право на владение алтарем Рождества, а 12 октября 1847 года демонтировали звезду, так как она, по их мнению, свидетельствовала о былой принадлежности алтаря католикам. Этот конфликт стал источником возникновения т.н. «вопроса о Святых местах», ставшего одной из причин Крымской войны. По приказанию султана Абдул-Меджида I на месте воздвигнута новая звезда, точная копия прежней. В 1853 году был выдал фирман закрепляющий status quo, т.е. существующий порядок владения теми или иными частями базилики и пещеры. Однако споры продолжались еще до начала ХХ века, и у алтаря Рождества была даже выставлена постоянная воинская охрана. Именно эти конфликты послужили возведению в 1881 году католической церкви святой Екатерины на месте монастыря времен крестоносцев, прилегающего к базилике Рождества. Сейчас конфликтов между христианами различных конфессий в Вифлееме не наблюдается. Да и самих христиан здесь не так уж и много. Большинство населения двадцати пяти тысячного городка составляют мусульмане. Наблюдая по телевизору за вооруженными конфликтами между арабами и евреями на земле, над которой более 2000 лет позвучали слова ангелов «Слава в вышних Богу и на земле мир людям благоволения», так хочется, чтобы в этих дорогих каждому христианину местах царил мир, как очередное доказательство пришествия на эту землю Мессии. Михаил Фатеев Источник: http://catherine.spb.ru
| |
Просмотров: 2698 | |