Главная » Статьи » Молитвы |
Традиция молитвы
Молитва не ограничивается спонтанным всплеском, вызванным внутренним импульсом: чтобы молиться, нужно хотеть молиться. Недостаточно также знать, что говорится в Писании относительно молитвы: надо еще учиться молитве. И в «Церкви, верующей и молящейся» Дух Святой путем живой передачи - Священного Писания - учит детей Божиих молиться.
Традиция христианской молитвы является одной из форм возрастания Предания веры. Это происходит, в частности, через созерцание и через изучение предмета верующими, которые хранят в своем сердце события и слова домостроительства спасения, а также через глубокое проникновение на опыте в духовную реальность. Статья первая У источников молитвы Святой Дух - «живая вода», которая в молящемся сердце «течет в жизнь вечную» (Ин 4,14). Это Он учит нас принимать Его в Самом Источнике - Христе. В христианской же жизни есть родники, где нас ожидает Христос, чтобы утолить нашу жажду Духа Святого: Слово Божие Церковь «убедительно и настоятельно увещевает всех христиан (...) научиться «превосходному познанию Иисуса Христа (Флп 3,8)» через частое чтение Божественных Писаний. (...) Но чтение Священного Писания должно сопровождаться молитвою, чтобы было собеседование между Богом и человеком; ибо „когда мы молимся, мы беседуем с Ним; мы слушаем Его, когда читаем божественные изречения”». Духовные Отцы, перефразируя Мф 7,7, так обобщают расположение сердца, окормляемого словом Божиим в молитве: «Ищите читая, и вы найдете размышляя; стучитесь молясь, и откроется вам через созерцание». Литургия Церкви Миссия Христа и Духа Святого, Который в таинствах Церкви возвещает, вводит в настоящее время и сообщает тайну спасения, находит свое продолжение в молящемся сердце. Духовные Отцы сравнивают иногда сердце с алтарем. Молитва принимает литургию внутрь человека и ассимилирует ее во время ее совершения и после. Даже переживаемая «втайне» (Мф 6,6), молитва всегда является молитвой Церкви; она есть общение со Святой Троицей. Богословские добродетели Мы входим в молитву так же, как в литургию: узкими вратами веры. Через знаки присутствия Бога, мы жаждем и ищем Его лица, мы хотим слышать и хранить Его слово. Дух Святой, Который учит нас совершать литургию в ожидании возвращения Христа, учит нас молиться в надежде. С другой стороны, молитва Церкви и индивидуальная молитва поддерживают в нас надежду. В частности, псалмы с их конкретным и многообразным языком учат нас полагать нашу надежду в Боге: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс 40,2). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим 15,13). «Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данные нам» (Рим 5,5). Молитва, взращиваемая литургической жизнью, все черпает в любви, которую мы имеем во Христе и которая дает нам возможность ответить любовью, как Он возлюбил нас. Любовь есть источник молитвы; черпающий из него достигает вершины молитвы: «Я люблю Тебя, мой Боже, и единственное мое желание - любить Тебя до последнего вздоха моей жизни. Я люблю Тебя, мой Боже, бесконечно достойный любви, и мне милее умереть, любя Тебя, нежели жить, не имея любви к Тебе. Я люблю Тебя, Господи, и единственная милость, о которой я прошу Тебя, это любить Тебя вечно. (...) Мой Боже, если язык мой не всегда может сказать, что я люблю Тебя, хочу, чтобы сердце мое повторяло Тебе об этом с каждым моим дыханием». «Сегодня» Мы учимся молиться в определенные моменты, слушая голос Господа и участвуя в Его Пасхальной тайне, но во все времена, в событиях каждого дня Его Дух дается нам для того, чтобы рождалась молитва. Учение Иисуса о молитве Отцу принадлежит к той же категории, что и учение о Провидении7: время - в руках Отца; мы встречаемся с Ним в настоящий момент - не вчера, не завтра, а сегодня: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его. Не ожесточите сердца вашего» (Пс 95,7-8*). Молитва в событиях каждого дня и каждого мгновения - одна из тайн Царства, открытых «младенцам», слугам Христа, «нищим» Заповедей Блаженства. Достойно и праведно молиться о том, чтобы пришествие Царства справедливости и мира воздействовало на ход истории; но столь же важно молитвою «замешивать тесто» простых повседневных ситуаций. Все формы молитвы могут быть той «закваской», которой Господь уподобляет Царство Божие8. Коротко Дух Святой путем живой передачи - Священного Предания - учит в Церкви детей Божиих молиться. Источник молитвы - слово Божие, литургия Церкви, добродетели веры, надежды и любви. Статья вторая Путь молитвы В живой традиции молитвы каждая Церковь предлагает своим верным язык молитвы, в соответствии с историческим, социальным и культурным контекстом: слова, мелодии, жесты, иконографию. Во власти Учительства Церкви9 распознавать верность этих путей молитвы Преданию апостольской веры, а пастырям и катехизаторам надлежит разъяснять их смысл, всегда соотносящийся с Иисусом Христом. Молитва Отцу Нет иного пути христианской молитвы, кроме Христа. Наша молитва, будь она общинная или личная, изрекаемая или внутренняя, восходит к Отцу, только если мы молимся «во имя» Иисуса. Итак, святое Человеческое естество Иисуса есть тот путь, через который Дух Святой учит нас молиться Богу, нашему Отцу. Молитва Иисусу Молитва Церкви, питаемая словом Божиим и совершением литургии, учит нас молиться Господу Иисусу. Даже если она в первую очередь обращена к Отцу, она содержит - во всех литургических традициях - формы молитвы, обращенные к Христу. Некоторые псалмы, соответственно их введению в настоящее время в молитве Церкви, и Новый Завет вкладывают в наши уста и запечатлевают в наших сердцах призывы этой молитвы Христу: Сын Божий, Слово Божие, Господь, Спаситель, Агнец Божий, Царь, Сын Возлюбленный, Сын Девы, Пастырь Добрый, наша Жизнь, наш Свет, наше Упование, наше Воскресение, Человеколюбец... Но полноту смысла содержит имя, полученное Сыном Божиим в Его воплощении: ИИСУС. Имя Божие непроизносимо человеческими устами, но, принимая наше человеческое естество, Слово Божие вверяет это имя нам, и мы можем призывать его: «Иисус», «Ягве спасает». Имя Иисуса содержит в себе все - Бога и человека и все домостроительство творения и спасения. Когда в молитве мы говорим «Иисус», мы призываем Его, обращаемся к Нему в нас самих. Его имя одно только и содержит то Присутствие, которое Он знаменует. Иисус воскрес, и каждый, кто призывает Его имя, принимает Сына Божиего, возлюбившего его и за него принесшего Себя в жертву. Этот простейший призыв веры развивался в молитвенной традиции на Востоке и на Западе во многих формах. Наиболее обычной формулой, переданной духовными подвижниками Синая, Сирии и Афона, является возглас: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» Оно соединяет христологический гимн Флп 2,6-11 с прошениями мытаря и слепых. В этой молитве сердце приобщается горестному состоянию людей и милосердию их Спаситетеля. Обращение к святому имени Иисуса - самый простой путь постоянной молитвы. Часто повторяемая сердцем смиренным и чутким, она не рассеивается в «многословии» (Мф 6,7), но «хранит слово и приносит плод в терпении». Она возможно «во все времена», поскольку не представляет собой занятия, параллельного иному, но является делом исключительным: делом любви к Бегу, Который животворит и преображает всякое действие во Христе Иисусе. Церковь в своей молитве почитает Сердце Иисуса так же, как она призывает Его пресвятое имя. Она поклоняется Воплощенному Слову и Его Сердцу, которое ради любви к людям позволило, чтобы наши грехи пронзили его. Церковь в своей молитве любит следовать Крестным путем за Спасителем. Стояния - от претории до Голгофы и гроба - отмечают путь Иисуса, Который искупил мир святым Своим крестом. «Приди, Дух Святой» «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12,3). Всякий раз, когда мы начинаем молиться Иисусу, Сам Дух Святой Своей предвосхищающей благодатью влечет нас на путь молитвы. И, коль скоро Он учит нас молиться, напоминая нам о Христе, то как же нам не молиться Ему Самому? Поэтому Церковь приглашает нас обращаться каждый день к Святому Духу, особенно в начале всякого важного дела и при его завершении. Если Духу не подобает поклоняться, то как обожил Он меня крещением? И если Ему подобает поклоняться, не следует ли воздавать Ему особое почитание? По традиции мы просим о ниспослании Святого Духа, обращаясь к Отцу через Христа, Господа нашего, чтобы Он даровал нам Духа Утешителя16. Иисус настаивает на этом прошении во имя Его в тот самый момент, когда Он обещает дар Духа истины. Но самая простая и самая прямая молитва также традиционна: «Приди, Дух Святой»; и каждая литургическая традиция развила эту молитву в песнопениях и гимнах: Приди, Дух Святой, наполни сердца верных Твоих и зажги в них огонь Твоей любви. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю - прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша19. Дух Святой, помазание Которого пронизывает все наше существо, внутренний Наставник христианской молитвы. Он - создатель живой традиции молитвы. Конечно, молитвенных путей существует столько же, сколько и молящихся; тем не менее, один Дух действует во всех и со всеми. В общении Святого Духа христианская молитва есть молитва Церкви. В общении со Святой Матерью Божией В молитве Дух Святой соединяет нас с Ипостасью Единого Сына, в Его прославленном Человечестве. Через него и в нем наша сыновняя молитва приобщается в Церкви к Матери Иисуса. После согласия, данного в вере при Благовещении и без колебания сохраненного у креста, материнство Марии простирается на братьев и сестер Ее Сына, «еще странствующих и находящихся в опасностях и тревогах»20. Иисус, единственный Посредник, есть путь нашей молитвы; Мария, Его Матерь и наша Матерь, в отношении Его совершенно прозрачна [т.е. через Нее мы явственно видим Христа]: согласно традиционной иконографии Востока и Запада, Она - «Указующая путь» (Одигитрия), «Знамение». В этом исключительном содействии Марии действию Святого Духа берет начало развивающаяся в Церквах молитва к Святой Матери Божией, сосредоточенная на Лице Христа, явленном в Его тайнах. В бесчисленных гимнах и песнопениях, выражающих эту молитву, обычно чередуются две линии: одна «величает» Господа за «великие дела», которые Он сотворил для смиренной Рабы Своей и через Нее для всех людей; другая линия вверяет Матери Иисуса моления и хвалы детей Божиих, ибо Она знает теперь человечество, которой в Ней сочеталось с Сыном Божиим. Эти две линии молитвы к Марии находят особое выражение в молитве «Ave Maria»: «Радуйся, Мария». Приветствие архангела Гавриила открывает молитву. Сам Бог через посредничество Своего ангела приветствует Марию. Мы в своей молитве дерзаем повторить это приветствие, имея в виду, что Бог призрел на смирение Рабы Своей22, и возвеселиться той радостью, какой Он ликует о Ней. «Благодатная, Господь с Тобою». Две фразы ангельского приветствия поясняют одна другую. Мария исполнена благодати, потому что с Ней Господь. Благодать, которой Она исполнена, есть присутствие Того, Кто является источником всякой благодати. «Радуйся, Дщерь Иерусалима! (...) Господь Бог Твой среди Тебя» (Соф 3,14.17). Мария, Которая становится обителью Самого Господа, - это Сама Дочь Сиона, Сам ковчег завета, то место, где обитает слава Божия; Она есть «скиния Бога среди людей» (Откр 21,3). «Благодатная», она полностью предана Тому, Кто вселяется в Нее и Кого Она готовится дать миру. «Благословенна Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего Иисус». Повторив приветствие ангела, мы произносим приветствие Елисаветы. «Исполнившись Духа Святого» (Лк 1,41), Елисавета становится первой в длинной череде поколений, провозглашающих Марию блаженной. «Блаженная Уверовавшая...» (Лк 1,45); Мария «благословенна между всеми женами», ибо Она уверовала в исполнение слова Господня. Авраам, своей верой, сделался благословением для «всех племен земных» (Быт 12,3). Мария, Своей верой, сделалась Матерью всех верующих, благодаря Которой все народы земли принимают Того, Кто является самим благословением Божиим: «Иисус, благословенный плод чрева Твоего». «Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас...» Вместе с Елисаветой мы удивляемся: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1,43). Потому, что Мария дает нам Иисуса, Своего Сына, Она - Матерь Божья и наша Мать; мы можем вверить Ей все наши заботы и наши просьбы. Она молится о нас, как молилась о Себе Самой: «Да будет Мне по слову Твоему» (Лк 1,38). Вверяя себя Ее молитве, мы предаем себя вместе с Ней на волю Божию: «Да будет воля Твоя». «Молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей». Прося Марию молиться о нас, мы признаем себя бедными грешниками и обращаемся к «Матери милосердия», к Пресвятой. Мы полагаемся на Нее «ныне», в настоящий момент нашей жизни. И наше доверие Ей простирается с настоящего момента до «часа смерти нашей», чтобы и тогда Она присутствовала, как во время смерти на кресте Своего Сына, и чтобы в час нашего исхода Она приняла нас как наша Матерь, чтобы привести нас к Своему Сыну Иисусу в рай. Средневековое благочестие Запада породило молитву Розария, заменившую в народе Молитвы Часов. На Востоке литанийная форма Акафиста и Параклиса в византийских Церквах осталась более близкой к хоровому богослужению, тогда как армянская, коптская и сирийская традиции предпочли гимны и народные песнопения в честь Матери Божией. Но в «Радуйся Мария», Богородичных (феотокия) гимнах св. Ефрема или св. Григора Нарекаци, традиция молитвы в основе своей та же. Мария - совершенная Молящая (Оранта), прообраз Церкви. Когда мы Ей молимся, мы вместе с Ней входим в замысел Отца, Который посылает Своего Сына, чтобы спасти всех людей. Подобно возлюбленному ученику, мы принимаем у себя Матерь Иисуса, ставшую Матерью всех живущих. Мы можем молиться с Нею и молиться Ей. Молитва Церкви как бы поддерживается молитвой Марии. Она объединяется с ней в уповании. Коротко Молитва главным образом обращена к Отцу; но она обращается и к Иисусу, в особенности, когда призывают Его пресвятое имя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!». «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12,3). Церковь приглашает нас призывать Святого Духа как внутреннего Наставника христианской молитвы. В силу исключительного содействия Девы Марии действию Святого Духа, Церковь любит молиться в общении с Ней, чтобы вместе с Ней возвеличить те дивные дела, которые Господь осуществил в Ней, и чтобы вверить Ей моления и хвалы. Статья третья
Путеводители в молитве Сонм свидетелей Свидетели, которые предваряют нас в Царстве, особенно те, кого Церковь признает «святыми», участвуют в живой традиции молитвы образцом своей жизни, своими письменными трудами, которые передаются последующим поколениям, и своей нынешней молитвой. Они созерцают Бога, славят Его и не перестают заботиться о тех, кто остался на земле. Войдя «в радость» своего Учителя, они «поставлены над многим». Их ходатайство - это их высочайшее служение замыслу Божию. Мы можем и должны молить их ходатайствовать о нас и обо всем мире. В общении святых на протяжении всей истории Церквей сложились различные формы духовности. Личная харизма свидетеля любви Божией к людям могла быть передана, как «дух» Илии был передан Елисею30 и Иоанну Крестителю, чтобы ученики были причастны этому духу. Слияние иных течений, богословских и литургических, происходит также на основе определенной формы духовности, которая свидетельствует о проникновении веры в данную человеческую среду и в ее историю. Формы христианской духовности присутствуют в живой молитвенной традиции и являются необходимым руководством для верующих. В своем богатом разнообразии они отражают чистый и единый свет Святого Духа. «Дух есть поистине место святых, и святой есть для Духа подобающее место, ибо он дарует себя, чтобы жить с Богом, и именуется Его храмом». Служители молитвы Христианская семья является первым местом обучения молитве. Основанная на таинстве брака, она является «домашней Церковью», где дети учатся молиться «в Церкви» и быть стойкими в молитве. В частности, для маленьких детей ежедневная семейная молитва становится первым свидетельством живой памяти Церкви, терпеливо пробуждаемой Духом Святым. Священство также ответственно за молитвенное образование своих братьев и сестер во Христе. Как служители Доброго Пастыря, они рукоположены для того, чтобы вести Народ Божий к живым источникам молитвы: к слову Божию, богослужению, богословской жизни, нынешнему дню Бога в конкретных ситуациях. Многочисленные монашествующие всю свою жизнь посвятили молитве. Еще в пустыне Египта отшельники, монахи и монахини отдавали все свое время восхвалению Бога и ходатайству за Его народ. Посвящение жизни Богу не сохраняется и не распространяется без молитвы; молитва является одним из живых источников созерцательной и духовной жизни в Церкви. Цель катехизации детей, юношества и взрослых - чтобы слово Божие служило предметом размышления в личной молитве, чтобы оно живо присутствовало в литургической молитве и постоянно углублялось, чтобы принести свой плод в новой жизни. Катехизация также позволяет распознать и образовать разные формы народного благочестия. Выучивание наизусть главных молитв дает необходимую основу молитвенной жизни, но важно дать понять и почувствовать их смысл. Молитвенные группы и даже «школы молитвы» являются в наши дни одним из знаков и одним из средств обновления молитвы в Церкви, при условии, что они питаются от истинных родников христианской молитвы. Стремление к общению есть знак истинной молитвы в Церкви. Дух Святой дает некоторым верующим дары духовного руководства - дары мудрости, веры и рассудительности для того общего блага, которым является молитва. Те, кому даны эти дары, становятся истинными служителями живого молитвенного Предания: Именно поэтому душа, желающая возрастать в совершенстве, должна, согласно св. Иоанну Креста, «хорошо рассудить, в какие руки она предает себя, ибо каким будет учитель, таким будет и ученик; каким будет отец, таким будет и сын», И еще: «Не только мудрым и благоразумным должен быть руководитель, но и опытным (...). Если духовный руководитель не имеет опыта духовной жизни, он неспособен вести к ней души, которые Бог, тем не менее, призывает, и он их даже не поймет». Места, благоприятные для молитвы Храм, дом Божий, является подобающим местом для литургической молитвы приходской общины. Он является также особо благоприятным местом поклонения реальному присутствию Христа в Святых Дарах. Выбор благоприятного места небезразличен для подлинности молитвы: - для личной молитвы таким местом может быть «молитвенный уголок» со Священным Писанием и иконами, чтобы была молитва «втайне», перед Отцом нашим38. В христианской семье такого рода небольшая молельня благоприятствует совершению общей молитвы; - в тех краях, где есть монастыри, эти общины призваны способствовать участию верующих в Молитве Часов и обеспечивать необходимое одиночество для более интенсивной личной молитвы; - паломничества напоминают нам о нашем странствии по земле к небесам. Традиционно они становятся кульминационными моментами обновления молитвы. Для паломников, которые ищут родников своей веры, святыни - замечательные места для того, чтобы «воцерковлять» разные формы христианской молитвы. Коротко Церковь странствующая связана в своей молитве с Церковью святых, о ходатайстве которой она просит. Различные формы христианской духовности присутствуют в живой молитвенной традиции и служат драгоценными путеводителями в духовной жизни. Христианская семья - первое место обучения молитве. Служение священства, посвященная жизнь, катехизация, молитвенные группы, духовное руководство - все это в церкви обеспечивает поддержку молитве. Наиболее благоприятными местами для молитвы являются личная или семейная молельня, монастыри, святилища, к которым совершаются паломничества, и, особенно, церковь, которая есть собственно место литургической молитвы приходской общины и особо благоприятное место поклонения Святым Дарам. | |
Просмотров: 3064 | |